Среда , 18 мая 2022

ЗИЛ-135: плавающий вездеход СССР

зил-135, плавать, вездеход, ссср

В начале 1950-х годов в СССР начинается создание автомобилей повышенной проходимости нового поколения. В авангарде, с передовыми разработками находилось СКБ ЗИЛ во главе с легендарным конструктором В.А.Грачевым.

Одним из таких проектов стал экспериментальный вездеход амфибия ЗИЛ-135 с колесной формулой 8х8.

Путаница с индексами

ЗИЛ-135 советский вездеход амфибия на бездорожье

Общий вид ЗИЛ-135

Предшественник 135-го, ЗИЛ-134 по совокупности характеристик был выдающимся вездеходом. Но серьезные проблемы с надежностью двигателя и высокой стоимостью, не позволили довести машину до серийного производства. Принимая во внимание негативный опыт, Виталий Андреевич принимает решение начать разработку новой машины с чистого листа. Она получила индекс ЗИЛ-137, но в затем ее переименовали в ЗИЛ-135. Более того, под этим названием, в серийное производство пошел другой автомобиль, не умеющий плавать. Но обо всем по порядку.

Новая концепция

Неудача с ЗИЛ-134 вытекала из одной серьезной проблемы. В СССР на тот момент не существовало бензинового двигателя необходимой мощности. Поэтому в ЗИЛ-135 Грачев решил установить два двигателя ЗИЛ-123Ф от БТР-152. Они были достаточно надежны и в совокупности выдавали 220 л.с.

Схема трансмиссии ЗИЛ-135

Схема трансмиссии ЗИЛ-135. 1 — ДВС, 2 — гидротрансформатор, 3 — демультипликатор, 4 — КП, 5 — раздаточная коробка, 6 — карданная передача, 7 — бортовой редуктор, 8 — водомет, 9 — колесный редуктор, 10 — колесо, 11 — ШРУС

Двигатели располагались в моторном отсеке за кабиной. Трансмиссия была организована по оригинальной бортовой схеме. Другими словами, каждый двигатель обслуживал собственную пару колес с одного борта. Кроме того, в задней части машины находились два водомета, которые были синхронизированы с каждым из своих двигателей.

По сравнению с предшественником, инженеры СКБ ЗИЛ несколько упростили конструкцию ЗИЛ-135. Вездеход лишился дорогостоящей торсионной подвески, а также механизма лебедки.

Корпус экспериментального вездехода был сконструирован с расчетом на преодоление серьезных водных преград. Он был изготовлен из профилированных балок и обшит стальными листами. Кроме того, специалисты СКБ незначительно заострили профиль днища, что дало преимущество при движении не только по воде, но и бездорожью.

Амфибия на испытаниях

Амфибия СССР

ЗИЛ-135 на воде

В октябре 1958 года, в СКБ ЗИЛ изготовил первый опытный образец ЗИЛ-135. В том же году он отправился на дорожные испытания в подмосковье.

Благодаря высокому дорожному просвету в 500 мм, шинам с низким удельным давлением на грунт (до 0,4 кг/см2 в зависимости от накачки) и автоматической коробке передач, при движении по дорогам с мягким грунтом, вездеход показал себя очень хорошо. Кроме того, он уверенно преодолевал рвы шириной до 2,5 метров, рытвины и канавы.

На воде 135-й также чувствовал себя неплохо. Скорость движения на спокойной воде достигала 10 км/ч. К тому же, благодаря водометным движителям, вездеход сохранял полную силу упора, вплоть до касания колес берега.

По требованию военных

Ракетный комплекс 2К6 Луна

Ракетный комплекс 2К6 Луна на базе ЗИЛ-135

Между тем, в конце 1950-х, высшие военные чиновники активно искали шасси для ракетного комплекса Луна. Успехи ЗИЛ-135 на предварительных испытаниях, сильно заинтересовали военных и они предложили оборудовать вездеход, пусковой установкой, Грачев согласился.

Для прохождения государственных испытаний вездеход получил индекс ЗИЛ-135Б, и летом 1959 года отправился на установку ракеты из Москвы в Сталинград. После чего проходил испытания на ракетном полигоне и реке Дон. При попытке форсировать реку, ЗИЛ-135Б чуть не перевернулся, стало понятно что амфибия с громоздкой ракетой, утратила водоходные качества.

В конченом итоге, на основе ЗИЛ-135 был создан новый автомобиль, но уже сухопутный. Впоследствии, кроме базового шасси ЗИЛ разработал более 20 модификаций 135-го, в том числе полноценную мореходную амфибию ЗИЛ-135П.

Технические характеристики ЗИЛ-135

Тип колесная амфибия
Годы выпуска 1958
Колесная формула 8х8
Тип двигателя бензиновый L8 (2 шт.)
Мощность двигателя, (суммарная) л.с. 110 (220)
Объем двигателя, см3 5560
Привод полный
Колесная база, мм 2000+1500+2000
Длина, мм 8575
Ширина, мм 2705
Высота, мм 2460
Снаряженная масса, кг 9500
Грузоподъемность, кг 5000
Max. скорость на суше км/ч 55
Max. скорость на воде км/ч 10

ЗИЛ 135 Мощный ВОЕННЫЙ ТРУЖЕНИК СССР

Смотрите также

ЗИС-153: экспериментальный советский полугусеничный грузовик

Еще до начала войны заводом ЗИС предпринимались попытки создания полугусеничных автомобилей повышенной проходимости. Но по …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.