Четверг , 19 мая 2022

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

зил-135п, дельфин, опытный, амфибия, московского, автозавод

Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел.

ЗИЛ-135П с поэтичным названием Дельфин, разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х.

О том, чтобы получить в свои руки универсальную транспортную амфибию, советские венные задумывались сразу после окончания войны. И такие машины были созданы, к примеру легкий ГАЗ-46 или более крупный ЗИС-485. Но новая перспективная амфибия, должна была превзойти их по грузоподъемности, устойчивости на воде и меть куда большие габариты.

Конструкция ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135 Плавающий

ЗИЛ-135П и БТР-60П

Над работой зиловцы приступили в 1961 году. В качестве основы решено было использовать длиннобазное 4-осное шасси от ЗИЛ-135К. Причем для того, чтобы вписать его в огромный корпус, колея была увеличена на 200 мм и достигла 2,5 метров. Кроме того, два силовых агрегата ЗИЛ-375Я инженеры перенасели в заднюю часть платформы. Таким образом, с носка коленчатого вала осуществляя отбор мощности для гребных винтов, а привод колес по традиционной для 135-й серии бортовой схеме.

Стеклопластиковый корпус амфибии разрабатывался с расчетом на обеспечение высоких мореходных качеств. Так еще на первых этапах проектирования, модели корпуса проходили гидродинамические испытания в бассейне ЦНИИ Крылова. Таким образом, ЗИЛ-135П стал самой быстроходной колесной амфибией в мире, с феноменальной для такого класса мореходностью в 4 балла.

Советская амфибия Дельфин

ЗИЛ-135П Дельфин

В передней части машины находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ней десантный отсек, где могли расположиться 22 человека или 5 тонн груза. В корме находился моторный отсек. Между тем, ЗИЛ-135П не имел рамы и подвески. Несущую функцию выполнял прочный корпус, а плавность движения высокоэластичные шины диаметром в 20 дюймов.

Испытания и закрытие проекта

ЗИЛ-135П Дельфин

ЗИЛ-135П в ходе морских учений

После проверочных испытаний на Москве реке, амфибия отправилась на морские испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года, ЗИЛ-135П впервые вышел в море. Интересно, что военные моряки, на безе которых и проводились испытания, скептически отнеслись к машине. Но ЗИЛ-135П, за время испытаний показал себя только с лучшей стороны. Амфибия уверенно передвигалась при волнении в 5 баллов, чем немало удивила скептиков. Кроме того, Дельфин самостоятельно выбирался на берег с береговым припаем до 15 см.

ЗИЛ Дельфин на испытаниях

Прочный корпус позволял валить деревья без каких либо проблем

Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибии и работы по проекту продолжились. Но к сожалению не надолго. В 1969 году, проект закрыли. По официальной причине из-за отсутствия производственных мощностей, а по не официальной из-за высокой стоимости готовых машин. Тем не менее, опыт в постройке ЗИЛ-135П пригодился конструкторам при проектировании амфибий серии ПЭУ-1.

Технические характеристики ЗИЛ-135П

Тип колесная амфибия
Годы выпуска 1965
Колесная формула 8х8
Тип двигателя бензиновый V8 (2 шт.)
Мощность двигателя, (суммарная) л.с. 180 (360)
Объем двигателя, см3 7000
Привод полный
Колесная база, мм 3000+1600+3000
Длина, мм 13800
Ширина, мм 3150
Высота, мм 3100
Снаряженная масса, кг 14000
Грузоподъемность, кг 5000
Max. скорость на суше км/ч 65
Max. скорость на море км/ч 16,4

ЗиЛ 135П (Дельфин) — непревзойдённый рекордсмен!

Смотрите также

ЗИС-153: экспериментальный советский полугусеничный грузовик

Еще до начала войны заводом ЗИС предпринимались попытки создания полугусеничных автомобилей повышенной проходимости. Но по …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.