Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел.
Содержание статьи:
ЗИЛ-135П с поэтичным названием Дельфин, разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х.
О том, чтобы получить в свои руки универсальную транспортную амфибию, советские венные задумывались сразу после окончания войны. И такие машины были созданы, к примеру легкий ГАЗ-46 или более крупный ЗИС-485. Но новая перспективная амфибия, должна была превзойти их по грузоподъемности, устойчивости на воде и меть куда большие габариты.
Конструкция ЗИЛ-135П
ЗИЛ-135П и БТР-60П
Над работой зиловцы приступили в 1961 году. В качестве основы решено было использовать длиннобазное 4-осное шасси от ЗИЛ-135К. Причем для того, чтобы вписать его в огромный корпус, колея была увеличена на 200 мм и достигла 2,5 метров. Кроме того, два силовых агрегата ЗИЛ-375Я инженеры перенасели в заднюю часть платформы. Таким образом, с носка коленчатого вала осуществляя отбор мощности для гребных винтов, а привод колес по традиционной для 135-й серии бортовой схеме.
Стеклопластиковый корпус амфибии разрабатывался с расчетом на обеспечение высоких мореходных качеств. Так еще на первых этапах проектирования, модели корпуса проходили гидродинамические испытания в бассейне ЦНИИ Крылова. Таким образом, ЗИЛ-135П стал самой быстроходной колесной амфибией в мире, с феноменальной для такого класса мореходностью в 4 балла.
ЗИЛ-135П Дельфин
В передней части машины находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ней десантный отсек, где могли расположиться 22 человека или 5 тонн груза. В корме находился моторный отсек. Между тем, ЗИЛ-135П не имел рамы и подвески. Несущую функцию выполнял прочный корпус, а плавность движения высокоэластичные шины диаметром в 20 дюймов.
Испытания и закрытие проекта
ЗИЛ-135П в ходе морских учений
После проверочных испытаний на Москве реке, амфибия отправилась на морские испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года, ЗИЛ-135П впервые вышел в море. Интересно, что военные моряки, на безе которых и проводились испытания, скептически отнеслись к машине. Но ЗИЛ-135П, за время испытаний показал себя только с лучшей стороны. Амфибия уверенно передвигалась при волнении в 5 баллов, чем немало удивила скептиков. Кроме того, Дельфин самостоятельно выбирался на берег с береговым припаем до 15 см.
Прочный корпус позволял валить деревья без каких либо проблем
Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибии и работы по проекту продолжились. Но к сожалению не надолго. В 1969 году, проект закрыли. По официальной причине из-за отсутствия производственных мощностей, а по не официальной из-за высокой стоимости готовых машин. Тем не менее, опыт в постройке ЗИЛ-135П пригодился конструкторам при проектировании амфибий серии ПЭУ-1.
Технические характеристики ЗИЛ-135П
Тип | колесная амфибия |
---|---|
Годы выпуска | 1965 |
Колесная формула | 8х8 |
Тип двигателя | бензиновый V8 (2 шт.) |
Мощность двигателя, (суммарная) л.с. | 180 (360) |
Объем двигателя, см3 | 7000 |
Привод | полный |
Колесная база, мм | 3000+1600+3000 |
Длина, мм | 13800 |
Ширина, мм | 3150 |
Высота, мм | 3100 |
Снаряженная масса, кг | 14000 |
Грузоподъемность, кг | 5000 |
Max. скорость на суше км/ч | 65 |
Max. скорость на море км/ч | 16,4 |