Паровой плуг Ottomeyer: гигант для глубокой вспашки болот

Сумрачный тевтонский гений всегда довлел к гигантомании. В основном конечно в военном деле. Вспомнить ту же пушку Дора, танк Маус или линкор проекта H-44.
Но в этот раз перед нами мирная сельскохозяйственная машина, а точнее паровой плуг, который работал в сложнейшем проекте по мелиорации болот на северо-западе Германии, на границе с Голландией.
Emslandplan

Очертания болотной пустоши Буртангер на современных картах
Земля вдоль немецкой речки Эмс издавна отличалась крайней неприветливостью. Обширные болота и топи, практически в центре Европы не давали покоя местным властям очень давно. Наконец немцы решили закрыть вопрос кардинально. 5 мая 1950 года бундестаг принял программу с незатейливым названием — Emslandplan или план Эмсланда если по нашему. Согласно ему, путем возделывания пустошей, постройки дорог и инфраструктуры, правительство планировало поднять благосостояние региона. А заодно продемонстрировать свое твердое присутствие на границе, так как Нидерланды хотели отобрать немножко земли у своих восточных соседей, как компенсацию за лишения в ходе войны.
Программа рассчитывалась на 10 лет, но по факту затянулась на 40. Самым сложным этапом считалась мелиорация болот Буртангер площадью около 200 квадратных километров. Финансировалась программа на сумму в 2,1 млрд. немецких марок. Значительная часть средств была предоставлена американцами, согласно плану Маршала.
Компания Ottomeyer

На заднем плане находится локомобиль Fowler на болотоходных колесах
Немецкая компания Ottomeyer была основана промышленником Фридрихом Оттомейером в 1866 году. Фирма занималась импортом различного сельскохозяйственного оборудования и английских паровых тракторов. Кроме того компания оказывала услуги по вспашке земель при помощи паровых плугов, причем не только в Германии, но и в Голландии и Дании. Бизнес быстро рос и к 1938 в распоряжении Ottomeyer находилось более ста сельскохозяйственных машин и около 24 паровых плугов фирм Fowler, Henschel, Heucke, Rheinmetall и других.
Многие применяют термин паровой плуг к паровым тракторам, что неверно. Паровой плуг — это пахотный комплекс состоящий из двух или более паровых тракторов, стального плуга, машин обеспечения топливом и водой, а также до 12 человек личного состава.
После войны в распоряжении Ottomeyer осталось лишь 16 комплексов, но за счет новой конструкции плуга, глубина вспашки и мощность привода плужных локомотивов возросли вдвое. С момента основания и к 1947 году немецкая фирма вспахала 200 тысяч не самых простых гектаров. Более подходящего подрядчика для исполнения Эмсланд плана найти было невозможно.
Паровой плуг Мамонт

Паровой плуг за работой
Еще в 1936 году, совместно с бременской лабораторией Мавр по изучению почв, Оттомейер разработала экспериментальный симметричный плуг получивший название Mammut (Мамонт). Этот гигант был способен обрабатывать почву на глубину до 2,15 м. С одной стороны плуга находилось огромное опорное колесо, а с другой широкая гусеница. Тогда он особо не пригодился и проект ушел в стол.
В 1950 году о Мамонте вспомнили. Его немного адаптировали под специфику эсмландских болот. Глубина вспашки нового плуга составляла 1,8 м, а вес 28 тонн. За характерные лемехи, напоминающие крылья ласточки, плуг прозвали «Emslandschwalbe» (Ласточка Эмсланда). В 1951 году 14 паровых плугов прибыли к месту работ. Действовали они следующим образом: на предварительно подготовленные насыпные дороги по обе стороны заезжали локомобили, обычно по два на каждую сторону. Между ними с помощью стальных канатов двигался плуг, прорезая канаву осушительной сети.

Глубина вспашки могла достигать 1,8 метра
После подсушки болота и удаления торфа промышленным способом, Мамонты вновь приступали к работе. Работали по той же схеме, разве что без насыпных дорог. Два паровых трактора с каждой стороны имели суммарную мощность около 1000 л.с. и с легкостью передвигали плуг. За день каждый паровой плуг обрабатывал около 2 гектаров земли, и при этом потреблял 1000 л воды и 1750 кг угля. Несмотря на казалось бы древнюю конструкцию, паровики не знали сносу и работали практически безостановочно по 12 часов в день. В основном на полях трудились английские трактора фирмы Fowler, оснащенные паровыми машинами Henschel, все выпуска 20-х годов XX века.
20 сентября 1970 года эксплуатация паровых плугов Ottomeyer была завершена. Так завершилась самая сложная часть программы Emslandplan. Всего в ходе нее было возделано 128 тыс. гектаров почвы, осушено 17 тыс. гектаров болот, построено 800 км асфальтовых и 3300 км грунтовых дорог.