Вторник , 19 марта 2024

Паровой плуг Ottomeyer: гигант для глубокой вспашки болот

паровой, плуг, ottomeyer, гигант, длить, глубокий

Сумрачный тевтонский гений всегда довлел к гигантомании. В основном конечно в военном деле. Вспомнить ту же пушку Дора, танк Маус или линкор проекта H-44.

Но в этот раз перед нами мирная сельскохозяйственная машина, а точнее паровой плуг, который работал в сложнейшем проекте по мелиорации болот на северо-западе Германии, на границе с Голландией.

Emslandplan

Болота Буртангер Германия

Очертания болотной пустоши Буртангер на современных картах

Земля вдоль немецкой речки Эмс издавна отличалась крайней неприветливостью. Обширные болота и топи, практически в центре Европы не давали покоя местным властям очень давно. Наконец немцы решили закрыть вопрос кардинально. 5 мая 1950 года бундестаг принял программу с незатейливым названием — Emslandplan или план Эмсланда если по нашему. Согласно ему, путем возделывания пустошей, постройки дорог и инфраструктуры, правительство планировало поднять благосостояние региона. А заодно продемонстрировать свое твердое присутствие на границе, так как Нидерланды хотели отобрать немножко земли у своих восточных соседей, как компенсацию за лишения в ходе войны.

Программа рассчитывалась на 10 лет, но по факту затянулась на 40. Самым сложным этапом считалась мелиорация болот Буртангер площадью около 200 квадратных километров. Финансировалась программа на сумму в 2,1 млрд. немецких марок. Значительная часть средств была предоставлена американцами, согласно плану Маршала.

Компания Ottomeyer

Паровой плуг Ottomeyer

На заднем плане находится локомобиль Fowler на болотоходных колесах

Немецкая компания Ottomeyer была основана промышленником Фридрихом Оттомейером в 1866 году. Фирма занималась импортом различного сельскохозяйственного оборудования и английских паровых тракторов. Кроме того компания оказывала услуги по вспашке земель при помощи паровых плугов, причем не только в Германии, но и в Голландии и Дании. Бизнес быстро рос и к 1938 в распоряжении Ottomeyer находилось более ста сельскохозяйственных машин и около 24 паровых плугов фирм Fowler, Henschel, Heucke, Rheinmetall и других.

Многие применяют термин паровой плуг к паровым тракторам, что неверно. Паровой плуг — это пахотный комплекс состоящий из двух или более паровых тракторов, стального плуга, машин обеспечения топливом и водой, а также до 12 человек личного состава.

После войны в распоряжении Ottomeyer осталось лишь 16 комплексов, но за счет новой конструкции плуга, глубина вспашки и мощность привода плужных локомотивов возросли вдвое. С момента основания и к 1947 году немецкая фирма вспахала 200 тысяч не самых простых гектаров. Более подходящего подрядчика для исполнения Эмсланд плана найти было невозможно.

Паровой плуг Мамонт

Паровой плуг Ottomeyer Германия

Паровой плуг за работой

Еще в 1936 году, совместно с бременской лабораторией Мавр по изучению почв, Оттомейер разработала экспериментальный симметричный плуг получивший название Mammut (Мамонт). Этот гигант был способен обрабатывать почву на глубину до 2,15 м. С одной стороны плуга находилось огромное опорное колесо, а с другой широкая гусеница. Тогда он особо не пригодился и проект ушел в стол.

В 1950 году о Мамонте вспомнили. Его немного адаптировали под специфику эсмландских болот. Глубина вспашки нового плуга составляла 1,8 м, а вес 28 тонн. За характерные лемехи, напоминающие крылья ласточки, плуг прозвали «Emslandschwalbe» (Ласточка Эмсланда). В 1951 году 14 паровых плугов прибыли к месту работ. Действовали они следующим образом: на предварительно подготовленные насыпные дороги по обе стороны заезжали локомобили, обычно по два на каждую сторону. Между ними с помощью стальных канатов двигался плуг, прорезая канаву осушительной сети.

Болотоный плуг и паровые трактора

Глубина вспашки могла достигать 1,8 метра

После подсушки болота и удаления торфа промышленным способом, Мамонты вновь приступали к работе. Работали по той же схеме, разве что без насыпных дорог. Два паровых трактора с каждой стороны имели суммарную мощность около 1000 л.с. и с легкостью передвигали плуг. За день каждый паровой плуг обрабатывал около 2 гектаров земли, и при этом потреблял 1000 л воды и 1750 кг угля. Несмотря на казалось бы древнюю конструкцию, паровики не знали сносу и работали практически безостановочно по 12 часов в день. В основном на полях трудились английские трактора фирмы Fowler, оснащенные паровыми машинами Henschel, все выпуска 20-х годов XX века.

20 сентября 1970 года эксплуатация паровых плугов Ottomeyer была завершена. Так завершилась самая сложная часть программы Emslandplan. Всего в ходе нее было возделано 128 тыс. гектаров почвы, осушено 17 тыс. гектаров болот, построено 800 км асфальтовых и 3300 км грунтовых дорог.

НЕМЕЦКОЕ ЧУДОВИЩЕ — Гигантский плуг МАМОНТ

Смотрите также

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *