Суббота , 20 апреля 2024

ЗИС-Э134: первый экспериментальный вездеход СКБ ЗИЛ

зис-э134, первый, экспериментальный, вездеход

25 июня 1954 года, Совет министров СССР поручил создать на ряде автозаводов, специальные конструкторские бюро — СКБ. На Московском автозаводе, СКБ возглавил талантливый и опытный конструктор Виталий Андреевич Грачев.

Прежде всего, в задачи новой организации входило создание перспективных грузовых автомашин сверхвысокой проходимости. Первым подобным проектом стал экспериментальный восьмиколесный грузовик ЗИС-Э134.

ЗИС-Э134 Макет №1

ЗИС-Э134

Вездеход выделялся вытянутым капотом и расположением мостов

К началу 1950-х армии требовался новый многоцелевой автомобиль колесной формулы 8х8, который бы превзошел по внедорожным способностям, все имеющиеся на вооружении автомобили аналогичного класса. Кроме того, новая машина должна была перевозить не менее 6 тонн груза и буксировать прицеп такой же массы.

Ситуация осложнялось тем, что специалисты СКБ не имели опыта проектирования подобных машин. Как следствие, Грачев решил отработать новые конструкторские решения на ходовых макетах, первый из них так и назвали ЗИС-Э134 Макет №1.

Двигатель ЗИС-Э134

Двигатель ЗИС-120ВК

Опытный Э134 был готов в августе 1955 года. Тягач отличался широким применением серийных деталей. К примеру кабина и КПП инженеры позаимствовали от ЗИС-150, мосты от бронетранспортера ЗИС-152В, карданные валы и многие другие детали от ЗИС-151 и 110. Двигатель перекочевал с ЗИС-150, но был основательно модернизирован, а его мощность увеличилась до 130 л.с. Этого удалось добиться с помощью нового блока цилиндров, системы впуска и ГБЦ.

Реализация полноприводного восьмиколесного шасси потребовала от инженеров применить ряд нестандартных решений. Прежде всего специалисты усилили стандартную раму ЗИС-150 путем вварки дополнительных угловых усилителей и укоротили ее на 600 мм. Кроме того, коробка отбора мощности располагалась над третьим мостом, а сам он был повернут назад, относительно четвертого. Спереди находились два поворотных моста, для повышения удобства управления которыми, ЗИС-Э134 оснастили гидроусилителем руля от автопогрузчика ЛЗА.

Полевые испытания

Вездеход ЗИС-134

Вездеход передвигается по снежной целине

Макет №1 отправился на испытания в августе 1955 года. Первый пробег состоялся от Москвы в сторону Минска. В ходе него тягач прошел около тысячи километров по дорогам с твердым покрытием. В таком режиме расход бензина составлял от 59 до 64 л. на 100 км, в зависимости от загрузки. Кроме того, тягач показал хорошую устойчивость при движении по шоссе, даже на максимальной скорости в 60 км/ч.

Осенью того же года, ЗИС-Э134 проходил испытания на болотах Раменского района Московской области. По трясине глубиной в 0,6 м тягач с загрузкой прошел не более 15 м, а без нее вдвое больше. Тем не менее, такая проходимость испытателей не удовлетворила и они установили под днищем деревянный поддон. С ним тягач смог преодолеть расстояние в 20 м.

После установки поддона, испытатели стали экспериментировать с давлением воздуха в шинах, опытным путем установив оптимальное давление для движения по заболоченной местности в 0,2-0,3 кг/см2.

Испытания на болоте показали, что наибольшей проходимостью обладают вездеходы с гладким днищем без выступающих частей и большим дорожным просветом.

Общие итоги

ЗИС-Э134 Макет №1

ЗИС-Э134 имел централизованную систему подкачки шин от амфибии ЗИС-485

Между тем, серийное производство ЗИС-Э134 никогда не предполагалась. Автомобиль использовался как испытательный стенд и с этой задачей он справился на отлично. Специалисты Московского автозавода, смогли опередить общую концепцию многоколесных вездеходов, оптимальную мощность двигателя, тип трансмиссии и т.д. В будящем благодаря полученному опыту, СКБ ЗИС во главе с В.А.Грачевым создаст множество великолепных машин повышенной проходимости.

Технические характеристики ЗИЛ-Э134 Макет №1

Тип четырехосный грузовик
Годы выпуска 1955
Колесная формула 8×8
Тип двигателя бензиновый, L6
Мощность двигателя, л.с. 130
Объем двигателя, см3 5560
Привод полный
Колесная база, мм
Длина, мм 6584
Ширина, мм 2284
Высота, мм 2581
Снаряженная масса, кг 7000
Грузоподъемность, к 3000

ЗИЛ 490 ПРОЭКТ — » СИНЯЯ ПТИЦА » ( 2 )

Смотрите также

MRAP: бронемашины минной войны

Бронеавтомобили с повышенной взрывозащищенностью впервые были разработаны в конце 50-х во Франции. Но только относительно …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *