Среда , 24 апреля 2024

История С-21: первый советский снегоболотоход

история, первый, советский, снегоболотоход

Великая Отечественная война показала, что успешное выполнение боевых задач во многом зависит от подвижности войск. Прежде всего, необходима специальная техника, которая могла бы уверенно передвигаться на заснеженных и заболоченных участках.

Так после окончания войны началась разработка внедорожных машин нового поколения под названием С-21.

Проект С-21

С-21 снегоболотоход

С-21

Еще вовремя войны в рамках ленд-лиза в СССР попали снегоходы канадской фирмы Bombardier модели B-2 и B-3. На прошедших испытаниях они показали свою высокую эффективность. В результате в СССР было принято решение о разработке аналогичных снегоходов.

Разработка машины началась в 1948 году, коллективом конструкторов Горьковского Индустриального института. Компоновка вездехода напоминала артиллерийские тягачи того времени: вездеход имел гусеничный движитель, кабину автомобильного типа спереди и грузовую платформу сзади. Однако в отличие от арттягачей новая машина имела важное преимущество — плавучесть.

Конструкция вездехода

ГИИ (ГПИ) С-21

Общий вид вездехода

Плавучесть обеспечивал герметичный цельнометаллический корпус. В нем располагался 6-цилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 79 л.с. Помимо двигателя у ГАЗ-51 разработчики позаимствовали механическую КПП, задний мост и карданный вал. Но ходовая часть была полностью оригинальной: на пяти опорных катках и задней ведущей звездочкой и торсионной подвеской. Кроме того, катки представляли собой колеса от Москвич-400 с губчатой резиной вместо камер и ступицами от ГАЗ-20.

с-21 подвеска

Элементы подвески ГПИ С-21

Широкая резинометаллическая гусеница, обеспечивала малое удельное давление на грунт 0,13 кг/см2. Вездеход был способен преодолевать снежную целину глубиной до 1 метра, снежные подъемы до 30° и валить деревья диаметром ствола до 15 сантиметров!

Словом С-21 обладал феноменальной по тем временам проходимостью, его уже нельзя было назвать простым снегоходом. Родился новый класс техники под названием снегоболотоход.

s-21 snegobolotohod

Машина на испытаниях

В ходе испытаний у машины было выявлено ряд производственных и конструктивных недостатков и С-21 был направлен на модернизацию. Впоследствии это вылилось в создание снегоболотохода С-22. Но несмотря на удачную в целом конструкцию С-21 и С-22 в серию не пошли, так как производственные возможности института были сильно ограничены. В результате наработки по проекту были переданы на ГАЗ, где послужили основой создания внедорожной техники следующего поколения.

Урал 4320 МТП. Модернизация задней тележки. Часть первая.

Смотрите также

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, был способен решать сложнейшие транспортные задачи, но …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *