Великая Отечественная война показала, что успешное выполнение боевых задач во многом зависит от подвижности войск. Прежде всего, необходима специальная техника, которая могла бы уверенно передвигаться на заснеженных и заболоченных участках.
Так после окончания войны началась разработка внедорожных машин нового поколения под названием С-21.
Проект С-21
С-21
Еще вовремя войны в рамках ленд-лиза в СССР попали снегоходы канадской фирмы Bombardier модели B-2 и B-3. На прошедших испытаниях они показали свою высокую эффективность. В результате в СССР было принято решение о разработке аналогичных снегоходов.
Разработка машины началась в 1948 году, коллективом конструкторов Горьковского Индустриального института. Компоновка вездехода напоминала артиллерийские тягачи того времени: вездеход имел гусеничный движитель, кабину автомобильного типа спереди и грузовую платформу сзади. Однако в отличие от арттягачей новая машина имела важное преимущество — плавучесть.
Конструкция вездехода
Общий вид вездехода
Плавучесть обеспечивал герметичный цельнометаллический корпус. В нем располагался 6-цилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 79 л.с. Помимо двигателя у ГАЗ-51 разработчики позаимствовали механическую КПП, задний мост и карданный вал. Но ходовая часть была полностью оригинальной: на пяти опорных катках и задней ведущей звездочкой и торсионной подвеской. Кроме того, катки представляли собой колеса от Москвич-400 с губчатой резиной вместо камер и ступицами от ГАЗ-20.
Элементы подвески ГПИ С-21
Широкая резинометаллическая гусеница, обеспечивала малое удельное давление на грунт 0,13 кг/см2. Вездеход был способен преодолевать снежную целину глубиной до 1 метра, снежные подъемы до 30° и валить деревья диаметром ствола до 15 сантиметров!
Словом С-21 обладал феноменальной по тем временам проходимостью, его уже нельзя было назвать простым снегоходом. Родился новый класс техники под названием снегоболотоход.
Машина на испытаниях
В ходе испытаний у машины было выявлено ряд производственных и конструктивных недостатков и С-21 был направлен на модернизацию. Впоследствии это вылилось в создание снегоболотохода С-22. Но несмотря на удачную в целом конструкцию С-21 и С-22 в серию не пошли, так как производственные возможности института были сильно ограничены. В результате наработки по проекту были переданы на ГАЗ, где послужили основой создания внедорожной техники следующего поколения.