Легковые

Chrysler Turbine Car: газотурбинный легковой автомобиль

chrysler, turbine, газотурбинный, легковой, автомобиль

50-е годы можно считать золотым временем газотурбинных двигателей. Они получили широкое распространение в самолетах, где демонстрировали подавляющие преимущество над традиционными поршневыми моторами.

Конечно автопроизводители, не могли обойти стороной перспективную новинку и активно экспериментировали с ГТД. Одним из самых интересных проектов стал Chrysler Turbine Car.

Газотурбинные двигатели для автомобилей

В конце 40-х, корпорация Крайслер организует исследовательскую группу для разработки газотурбинного двигателя, пригодного для работы в автомобилях. У компании, уже был опыт по созданию военных ГТД, поэтому довольно быстро инженеры смогли создать первый прототип компактного газотурбинного двигателя. В 1954 году он был установлен на Plymouth Belvedere.

После проведенных испытаний выявился основной недостаток при использовании ГТД на легковых автомобилях. Прежде всего из-за высокой температуры отработанных газов, приходилось использовать специальную выхлопную систему и теплообменник. Также к минусам можно было записать высокий расход топлива и замедленную реакцию на педаль «газа». С другой стороны и плюсов у ГТД было немало. К примеру двигатель отличался компактными размерами, был проще и легче в изготовлении чем поршневой мотор. Как бы то ни было, программу признали перспективной и разработку продолжили.

Chrysler A-831 двигатель

Схема двигателя Крайслер А-831
A) редуктор привода роторов B) вентилятор компрессора C) ротор правого теплообменника D) корпус соплового агрегата E) свободная турбина F) выходной редуктор G) ротор левого теплообменника H) турбина компрессора I) камера сгорания J) форсунка K) свеча L) стартер — генератор M) магнетто

Со временем команда разработчиков набралась опыта, а компания патентами. В 1957 году был создан двигатель второго поколения, который показал лучшую чем у предшественника топливную экономичность.

Еще через три года, разработчики представили ГТД третьего поколения. На этот раз двигатель был создан с учетом серийного производства и получил собственное наименование CR2A. Его мощность составляла 140 л.с., а время отклика педали акселератора уменьшилось с 9 до 1,5 секунды. Это было уже что-то.

Chrysler Turbine Car

Chrysler Turbine Car

Кузов машины собирался вручную в Италии

В качестве эксперимента CR2A побывал под капотом многих автомобилей корпорации, в том числе и грузовых. Кроме того, в прессе шла активная реклама и проводились демонстрационные автопробеги.

В 1962 году Chrysler разработал двигатель четвертого поколения — A-831. Этот двухвальный ГТД имел два теплообменника, благодаря чему температура выхлопных газов снизилась до 250 градусов. Двигатель получился легче предшественника на 18 кг, но растерял 10 л.с.

Тем не менее, крутящий момент достиг внушительных 576 Нм, а скорость вращения турбины 45700 об/мин. Специально для A-831, в 1963 году специалисты Крайслер разработали автомобиль, получивший незамысловатое название Chrysler Turbine Car. В нем ГТД агрегатировался с автоматической КП, крутящий момент к которой передавался через понижающий редуктор.

Газотурбинный легковой автомобиль Крайслер

Передние фары автомобиля выглядели потрясающе

За дизайн Turbine Car отвечал Элвуд Энжел и надо сказать постарался он на славу. Автомобиль выглядел необычно за счет использования в дизайне «авиационной» стилистки. Передние фары Chrysler Turbine были оформлены в виде воздухозаборников реактивного самолета, а задние, стилизованы под выпускные сопла. Кроме того, Chrysler Turbine Car имел оригинальную оранжевую окраску под названием Turbine Bronze.

Салон автомобиля также был по «самолетному» выразителен. Центральный тоннель стилизован под вал турбины, а водителя окружали различные тумблеры и переключатели. Панель приборов состояла из трех циферблатов: указателя температуры, спидометра и тахометра. Причем последний был градуирован до 60000 об/мин!

Chrysler Turbine Car

Удивительно, но автомобиль не был оснащен кондиционером. Зато отопитель работал в полную силу уже через несколько секунд после старта двигателя

В остальном Chrysler Turbine Car представлял собой традиционный для того времени американский автомобиль. Спереди находилась независимая подвеска на двойных рычагах, сзади зависимая рессорная.

Кузова Chrysler Turbine изготавливались в итальянском ателье Carrozzeria Ghia, после чего отправлялись в США, где проходила окончательная сборка и окраска машины. Такой логистический маневр удорожал и без того недешевый автомобиль. По слухам цена одного экземпляра составляла 55 тыс. долларов, что в пересчете на современные деньги эквивалентно 450 тыс. $. Очень внушительная сумма, тем более, что Chrysler Turbine Car можно было получить абсолютно бесплатно, правда не надолго.

Масштабная программа испытаний

Газотурбинный Крайслер

В рамках рекламной компании, несколько машин побывали в зарубежных странах

Тем временем, в 1963 году Chrysler изготовил 55 автомобилей, 50 из которых были подготовлены к участию в уникальной испытательной программе. В ходе нее машины передавались автомобилистам из 49 штатов, сроком на три месяца. Акция настолько заинтересовала американцев, что в общей сложности Крайслер получил несколько десятков тысяч заявок. Однако к участию допустили всего 203 человека.

В общей сложности автомобили преодолели 1 млн. 780 км. Подавляющему большинству испытателей машины очень понравились. Прежде всего они отмечали плавную без вибраций работу двигателя, и его высокую мощность. Кроме того, Chrysler Turbine Car реже нуждался в ТО и был способен потреблять керосин, неэтилированный бензин, спирт и дизельное топливо.

Между тем, недостатков также хватало. Все как один отмечали высокий расход топлива, двухсекундную задержку на педаль «газа» при старте с места и характерный свист турбины.

Chrysler Turbine Car

Chrysler Turbine Car можно считать первым серийным легковым автомобилем с газотурбинным двигателем

Тем не менее, несмотря на положительный исход программы и явный интерес потребителей, Chrysler отказался от серийного производства Turbine Car. Компания просто не смогла бы построить новый моторный завод, на фоне спада своих экономических показателей. По оценкам экспертов, затраты на серийный запуск газотурбинных автомобилей составили бы 1 млрд. долларов.

В конечном итоге все 50 автомобилей, участвовавших в программе были уничтожены, 5 других переданы в музеи.

Технические характеристики Chrysler Turbine Car

Тип кузова купе
Годы выпуска 1963-1964
Тип двигателя газотурбинный
Объем двигателя, см3
Наименование двигателя (мощность л.с.) A-831 (130)
Привод задний
Колесная база, мм 2794
Длина, мм 5121
Ширина, мм 1852
Высота, мм 1359
Снаряженная масса, кг 1793

Газотурбинные Автомобили Крайслер | История 1963 — 1964 Chrysler Turbine Car

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»