Легендарный ГАЗ-66 по прозвищу «шишига» известен своей феноменальной проходимостью. Но и не достатков у этого грузовика было достаточно, самый существенный из них, его кабина.
Тесная, шумная и неудобная, а об эргономике места водителя и говорить не приходится. Еще в конце 70-х стало понятно, ГАЗ-66 нуждается в существенной модернизации. Так родился проект ГАЗ-3301.
Технические характеристики ГАЗ-3301
Между тем, кабина это не единственное, что перестало устраивать военных. Минобороны требовался новый двухосный грузовик грузоподъемностью не менее 2,5 тонны. Вдобавок, прожорливый бензиновый двигатель ГАЗ-66, не вписывался в общий курс дизелизации Советской армии.
Грузовик мог служить как шасси для различного оборудования
В 1980 Горьковский автозавод приступил к разработке новой машины под индексом ГАЗ-3301. Уже через год были готова два опытных прототипа. Автомобиль получил усиленное шасси с новой рамой, а также модернизированную рессорную подвеску, которая обеспечивала более мягкий ход и плавность движения. Кроме того, инженеры установили новый перспективный дизель ГАЗ-542 воздушного охлаждения мощностью 125 л.с. Для его успешного пуска при низких температурах грузовик комплектовался предпусковым подогревателем. Двигатель агрегатировался с 5-стпенчатой МКПП с синхронизаторами.
Внешне ГАЗ-3301 выделялся новой кабиной. Она имела современный вид и большую площадь остекления. По требованию заказчика, предусматривалось бронированная версия кабины. Это и предопределило характерный дизайн с максимальным использованием плоских кузовных панелей. Позади кабины находилась деревянная бортовая платформа с ровным полом.
Грузовик отличался современной пластиковой панелью и рулевым колесом
Основные изменения находились внутри. Кабина получила пластиковую переднюю панель и новый двухспицевый руль. Более того, для управления раздаточной коробкой на панели имелись специальные тумблеры. Но главное рычаг переключения передач снившийся водителям ГАЗ-66 в кошмарных снах, наконец занял свое законное место под правой рукой водителя.
Грузовик на испытаниях
ГАЗ-3301 на испытаниях
Испытания ГАЗ-3301 начались в 1984 году. В различных климатических условиях грузовик прошел более 20 тыс. км, показав отличные результаты. Благодаря тяговитому на низах мотору и колесам от ЗИЛ-131, новый грузовик показывал более высокую проходимость нежели предшественник. Также из-за низкого расхода двигателя дальность хода составляла внушительные 1300 км!
К концу 80-х ГАЗ-3301 был полностью готов к серийному производству. Но как известно автомобильная промышленность, да и страна в целом переживала не лучшие времена. Денег на выпуск нового грузовика не нашлось и проект был закрыт.