ЛиАЗ 4292 — отличный автобус для небольших городов
Долгое время считали, что низкопольные автобусы хороши лишь для больших городов, особенно для мегаполисов. Поэтому повсюду проектировали и выпускали большие и особо большие машины с низким полом.
Содержание статьи:
Однако в России много средних городов, где пассажиропоток невелик, улицы узкие, и опыт эксплуатации больших автобусов показал, что это нерентабельно.
А время диктует свои законы: горожане хотят видеть в таких городах транспортные средства с низким полом. Это очень удобно прежде всего для маломобильных групп населения: для родителей с колясками, для перевозящих тяжелый багаж, инвалидов и больных.
Основные черты
На рынке были машины среднего класса с низким полом: это отличные разработки МАЗ и украинские Богдан. И вот группа ГАЗ (а ЛиАЗ относится к ней) решила создать свой низкопольный средний автобус, унифицированный по кузову и ходовой не менее, чем на 60 процентов с другими моделями этой марки.
Прототип ЛиАЗ 4292 был впервые представлен на выставке «Мир автобусов» в Коломне, а к другой выставке — Comtrans — в 2015 году конструкторы подготовили существенно переработанный вариант. Разрабатывая конструкцию с чистого листа, конструкторы постарались заложить в конструкцию максимально возможный технологический уровень с заделом на будущее.
Внешний вид и салон
Автобус ЛиАЗ 4292 — среднего класса, низкопольный, разработан для городских и пригородных перевозок преимущественно для средних по числу населения городов.
Внешность, с одной стороны, похожа на привычные пассажирам машины марок ЛиАЗ и МАЗ, а с другой стороны, чем-то напоминает китайские изделия последних поколений.
У автобуса огромное панорамное лобовое стекло, дающее отличный обзор. Раскосые фары (эта мода пришла от японцев), под ними — противотуманные фары. Под лобовым стеклом логотип компании и хромированная накладка. С правой стороны установлено необычайно большое зеркало заднего вида, позволяющего водителю отлично видеть процесс посадки и высадки пассажиров.
Боковина имеет обширное остекление и прозрачные двери, что очень удобно для пассажиров. В салоне тепло и тихо, двигатель приятно урчит, он почти не ощущается. На задней части расположены огромные вертикальные фонари, которые издалека заметны едущим сзади водителям в любую погоду.
Большая часть задней панели автобуса закрыта решетчатой панелью, откидывая которую, получают доступ к моторному отсеку. Обслуживать двигатель удобно. Сзади на боковых поверхностях кузова расположены внушительные воздухозаборники.
Технические характеристики
- два колеса спереди, четыре сзади;
- вагонная компоновка кузова;
- ширина дверей две по 785 плюс одна 1325 мм;
- срок службы кузова двенадцать лет (на практике ожидают больше);
- предельная скорость 85 километров в час;
- радиус разворота 8.9 метров;
- габариты 9500х2500х2740;
- двигатель ЯМЗ-53403;
- экологический класс Евро 5;
- КПП — на выбор ZF Ecolife 6 AP 1000 B или Allison T2100.
Купить ЛиАЗ 4292
В настоящее время можно купить одну из двух модификаций:
- полностью низкопольный с тремя дверями и максимально удобной посадкой пассажиров, в том числе и малоподвижных. Имеется всего 24 сидячих места, зато общая вместимость — 82 человека. Для городских перевозок;
- частично низкопольный пригородный двухдверный автобус, 28 сидячих мест или 75 вместе со стоячими.
Обе модификации носят индекс 4292 60.
Особенности эргономики
В автобусе ЛиАЗ-4292 применена новация: оформление рабочего места водителя в соответствии с европейскими требованиями по эргономике.
Европейские инженеры, ученые и даже врачи долго исследовали этот вопрос и установили, что желательно на любых автобусах иметь однотипно расположенные органы управления.
Это будет удобно для того, чтобы водитель, переходя с одного на другой автобус любой марки и размера, года выпуска и модификации, сразу чувствовал себя уверенно. Ему не потребуется дополнительное обучение и инструкции.
По замыслу разработчиков, однотипность снижает аварийность и увеличивает доход. Руководство ЛиАЗ в этом смысле идет на опережение, потому что в России таких требований нет.
Комментарии
По отзыву пассажиров и водителей, автобус в целом понравился и тем и другим. Общие оценки в основном между хорошо и отлично, однако водители отмечают один неприятный недостаток: ручка управления коробкой передач упирается в колено. Конструкторы работают над устранением этого недостатка.