Автобусы

Желтый гость из детства – Икарус 260

желтый, гость, детство, икарус

Его помнит каждый, кто был рожден в 60-х, 70-х и 80-х. Он заполонил улицы многих советских городов, став их неотъемлемой частью. Он скрашивал своим ярко-желтым цветом серость трудовых будней горожан. А какой советский мальчишка ни мечтал скорее вырасти и сесть за руль удивительной машины.

Как хотелось быстрее всех занять место возле перегородки водителя, уткнуться носом в стекло и представлять, будто именно твои могучие руки крутят сейчас этот здоровенный руль… Речь сегодня пойдет об Икарусе 260.

Содержание

  • 1 Технические характеристики
  • 2 Особенности модификации
  • 3 Серийные различия
  • 4 Итог

Когда-то в далеком 1967-м году венгерский дизайнер Ласло Финта представил публике необычный автобус Икарус 260, который являлся родоначальником невиданного для того времени, «прямоугольного» стиля. Кузов весь обрисован, как по линейке. Огромные по размерам окна делали салон особенно светлым и открывали широкий обзор для пассажиров.

Cамая интересная «фишка» новинки – модульная конструкция, благодаря которой, меняя количество и положения элементов каркаса, можно было собирать машины любой длины, высоты, с различным количеством дверей и расположением узлов и агрегатов. Это был прототип Икаруса нового перспективного «двухсотого» семейства, к которому относится герой нашего рассказа.

260-й – это городской/пригородный высокопольный автобус большого класса, длиной 11 м. Венгры освоили выпуск модели в 1971 году, с самого начала заложив в нее громадный потенциал для модернизации, что позволило оставаться на конвейере на протяжении 33-х лет! Подразумевалась установка различных силовых агрегатов и узлов трансмиссии, в зависимости от назначения машин и пожеланий заказчика.

Насчитывалось более 30 модификаций. Их поставляли во многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и в США. В СССР 260-е начали поступать в 1972 году: такие автобусы отличались характерной желтой окраской.

Икарус 260

Технические характеристики

Ниже представлены основные параметры классического автобуса

Полная масса, т 16
Снаряженная масса, т 9
Максимальная скорость, км/ч 63
Мест для сидения 22
Полная вместимость, чел 107
Габариты, мм 11000х2500х3040
Двигатель Дизельный, Raba-D2156НМ6U
Количество цилиндров 6
Мощность, л.с. 192
Крутящий момент, Н·м 696
Объем, куб. см 10350
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 28,5
Тип коробки передач механическая 6-ступенчатая, автоматическая
Тип подвески пневматическая

Особенности модификации

Машины шли в трехдверном исполнении – для города и двухдверном – для пригорода. Двери устанавливались двух типов: четырехстворчатые ширмовые, либо – двухстворчатые планетарные.

В середине салона под высоким ровным полом располагался дизельный двигатель RABA, выпускаемый по лицензии немецкой фирмы MAN: мощность силового агрегата составляла 192 л. с. Такая компоновка позволяла разместить свыше 100 человек – один из лучших показателей в классе. Кроме того, такое техническое решение способствовало максимальной изоляции салона от выхлопных газов.

260-й комплектовался двумя типами коробок передач: механическая ZF S6-90U или автоматическая Voith D851/2A4N. Существовала даже модификация с отечественной гидромеханической КПП «Львов-3» – результат сотрудничества венгерского завода и советского НАМИ.

Подвеска полностью пневматическая. Впервые она была применена именно здесь – раньше Икарусы оснащались механической подвеской, ресурс которой был очень малым.

Икарус 260 пневматика

Рабочее место водителя конструкторы постарались сделать максимально комфортным и безопасным, даже по современным меркам. Человек не устает при длительной работе. Приборы – информативны, переключатели – удобны. Никуда не нужно тянуться – все под рукой. Работать на Икарусах для многих было верхом мечтаний. Шоферы ЛАЗов и ЛиАЗов завидовали таким счастливчикам.

Перейдем на обзор салона автобуса. Наиболее массовые версии машин, которые, в том числе, поставлялись в СССР – модель 260.01. Для нее характерны три двери, широкие форточки, трехрядное расположение сидений, широкий проход и большие накопительные площадки. Слева по ходу движения располагались одинарные места, справа со стороны выходов – сдвоенные.

Серийные различия

Конфигурация 260.1 позволяла разместить всего 22 сидячих пассажира, благодаря чему удалось поднять полную вместимость до 107 человек. Эти трудяги, наряду со своими сочлененными «братьями» – 280-ми Икарусами, использовались на наиболее загруженных городских маршрутах.

Выпускались и пригородные 260-е. В нашу страну поставлялись модификации с индексами – 27 и 51. Кузов имел 2 планетарные двери – спереди и сзади. За счет установки сидений в 4 ряда, удалось увеличить число сидячих пассажиров до 40 человек – пожертвовали шириной прохода и уменьшением размеров накопительных площадок.

Так же интересна модель 260.43, поставляемая в ГДР. Внешне, версия 43 отличается от других, расположением двух ширмовых дверей: одной – спереди, одной – в середине. Расстановка сидений – четырехрядная (всего мест – 34). В середине салона имеется одна большая накопительная площадка. В корме установлено 5 сидений в ряд.

Икарус 260

Автобус основал целый подкласс в «двухсотом» семействе Икарусов, отличающихся длиной и компоновкой узлов – на любой вкус и для любого рынка. Они имели свои собственные индексы:

261 – «отзеркаленный» 260-й, предназначенный для эксплуатации в странах с левосторонним движением. Органы управления перенесены вправо, двери – влево.

263 – удлиненная 12-метровая версия. Первоначально разрабатывалась для экспорта в ГДР, затем для эксплуатации в Венгрии.

Икарус 263

266 – отличался от 260-ого заднемоторной компоновкой и 2-мя дверями – спереди и по центру.

Итог

С распадом СССР и упразднением Варшавского договора, венгерский производитель потерял крупные рынки сбыта. Официальные поставки автобуса Икарус 260 в нашу страну прекратились в 1991 году.

За время эксплуатации, он оставил о себе добрую память в сердцах водителей и пассажиров, занял достойное место в истории мирового автомобилестроения, став законодателем сложившихся правил проектирования и компоновки современного поколения машин.

Сейчас редко где можно встретить эту, поистине, легенду. Отдельные экземпляры оседают в частных коллекциях, радуя посетителей различных выставок и фестивалей возможностью на минутку вернуться в беззаботное детство…

Ikarus ИЗ ДЕТСТВА / ИКАРУС 260 ГДР / Иван Зенкевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»