НАМИ-012: грузовик на дровах из СССР
Во время Великой Отечественной Войны нехватка топлива серьезно сказывалась как на фронте, так и в тылу. Тогда впервые прозвучала идея о постройке парового грузовика, который мог работать на твердом топливе.
Вскоре обеспечение топливом улучшилось, и об идее ненадолго забыли.
Вернулись к ней уже в 1949 году, когда стала активно развиваться лесозаготовка в Сибири. Подвоз жидкого топлива на вырубки был непростой логистической задачей. Тогда как твердого топлива, то бишь дров, вокруг с избытком. Создание грузовика, способного работать на дровах поручили НАМИ.
НАМИ — 12, грузовик на дровах
НАМИ-012
За основу был взят серийный грузовик ЯАЗ — 200. Но конструкторам пришлось хорошо подумать о размещении массивной паровой установки. В итоге, решили создать оригинальную кабину бескапотоной компоновки, а за ней машинное отделение. В его недрах скрыли силовую установку, котёл, водяной бак на 200 литров и бункер для хранения дров.
Паровая машина имела всего 3 цилиндра и мощность около 100 л.с. С такими показателями максимальная скорость НАМИ-012 не превышала 45 км/ч. Тем не менее, это не было серьезным недостатком, ведь машине приходилось трудиться в условиях бездорожья и лесных дорог, где высокая скорость не требовалась.
Трансмиссия включала в себя двухступенчатый редуктор, доработанное сцепление и задний мост от ЯАЗ — 200.
Грузовик с коллективом создателей
Управление грузовиком получилось весьма специфичным. В арсенале водителя, кроме стандартных органов управления в виде руля, рычага КП, педалей тормоза и сцепления, имелся переключатель мощности парораспределительного механизма на 25, 40 и 75% для движения вперед и назад.
Для передвижения по равномерному участку дороги управление тягой реализовывалось только с помощью переключателя мощности. Но для трогания с места, разгона и преодоления подъемов использовался специальный дроссельный клапан. Между тем регулировка подачи воды и воздуха в котел происходила в автоматическом режиме.
Испытания прошел
НАМИ-12 во время испытаний
В ходе испытаний в 1950 году грузовик на дровах проявил себя очень неплохо. Во-первых, динамические показатели НАМИ — 012 не сильно уступали таковым от ЯАЗ — 200. Во-вторых, благодаря установке тяжелых агрегатов практически в середине шасси, загрузка задней оси достигала 67%, что обеспечило отличную проходимость. Однако, при полном запасе дров дальность хода составляла только 100 км, что было, конечно, мало.
Проект закрыли по экономическим причинам. Жидкое топливо подешевело и эксплуатировать паровые грузовики стало не выгодно. Так НАМИ-12 стал первым в мире и единственным паровым грузовиком на дровах.