Toyota Publica: народный автомобиль по японски
Уже через 10 лет после окончания войны, экономика Японии оправилась от шока и показала первые признаки роста. Безусловно японцы не могли себе позволить роскошный и дорогой автомобиль, по типу американского.
Но вот потребность в простой, а главное доступной автомашине явно нарастала. Маркетологи Тойоты правильно оценили рыночную ситуацию и в 1954 году, компания начала разработку Toyota Publica.
Народный автомобиль по японски
Тем временем в мае 1955 года в Японии, Министерство торговли и промышленности, озвучило концепцию под названием «Народный автомобиль». Согласно этой концепции, ведущие автопроизводители должны были создать автомобиль с определенными характеристиками:
- вес не более 400 кг
- максимальная скорость не более 100 км/ч
- расход топлива не более 4 л/100 км
- объем двигателя 350-500 см3
- ресурс без капитального ремонта не менее 100 тыс. км
Работа над будущей Toyota Publica началась сразу после запуска в серию Toyota Crown первого поколения. По первоначальном плану, предполагалась, что Publica получит аналогичную Citroen 2CV компоновку. То есть передний привод и переднее расположение двигателя (схема FF). В сентябре 1956 года был построен первый переднеприводный прототип. В течение всего следующего года, он проходил испытания, но инженерам Тойота не удалось довести надежность до необходимого уровня в короткие сроки. Как следствие в начале 1959 года, специалисты вернулись к традиционной схеме с передним расположением мотора и задним приводом.
Двигатель Toyota U
Еще одна проблема с которой столкнулись тойотовцы — ограничение объема двигателя. Согласно концепции, государство обеспечивало налоговые льготы для автомобилей с объемом мотора менее 500 см3. Но с таким маломощным мотором, рассчитывать на удовлетворительную динамику не приходилось. Так по личному решению президента Эйдзи Тойода, Toyota Publica получила оппозитный 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Toyota U, объемом 700 см3. Впоследствии налоговые льготы так и не были введены, так что решение оказалось верным.
Тойота Паблика имела несущий, независимую переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах и зависимую рессорную заднюю. Из интересных особенностей, в качестве упругого элемента в передней подвеске использовалась не пружина, а торсион. Эта подвеска сохранилась еще с переднеприводных прототипов.
Toyota Publica неудачный старт
На первых порах Toyota Publica предлагалась исключительно в кузове двухдверный седан
В июне 1961 Toyota Publica (UP10) поступила в продажу. Стоимость автомобиля составляла 398 тыс. иен, что было дороже чем Subaru 360. Тем не менее, цена была весьма привлекательна, учитывая технические характеристики Тойоты. Но несмотря на это, продажи не впечатляли. Согласно опросам покупателей не устраивала бедная комплектация автомобиля. К примеру у машины отсутствовал отопитель, радиоприемник, указатель уровня топлива и даже боковые зеркала.
Из особенностей автомобиля можно отметить несущий кузов и пол с заниженным центральным тоннелем
В 1963 году, Тойота спешно обновила комплектацию. Так на автомобилях серии Deluxe (UP10D) появился отопитель, радио и складывающееся сиденья. Кроме того, в том же году в модельном ряду появился кабриолет. Усилия не прошли даром, продажи выросли до плановых 4000 автомобилей в месяц.
Toyota Publica была важна для понимая по какому «рецепту» следует создавать народные автомобили. Всего через 5 лет появится народная Toyota Corolla, но это уже другая история.
Технические характеристики Toyota Publica
Тип кузова | седан, универсал, кабриолет, пикап |
---|---|
Годы выпуска | 1961-1966 |
Тип двигателя | бензиновый, H2 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Toyota-U (28) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2130 |
Длина, мм | 3520 |
Ширина, мм | 1415 |
Высота, мм | 1203 |
Снаряженная масса, кг | 580 |