Многие помнят приятную дорогу в родной огород или деревню, по которой неторопливо вез ПАЗ 672 — забавный автобус с круглыми фарами. Его простота, аскетичность, характерный звук мотора и открывание дверей – сплошная ностальгия. Давайте поговорим подробнее об этом милом старичке.
Содержание
- 1 История появления
- 2 Технические характеристики
- 2.1 Тормозная система и сцепление
- 2.2 Салон
- 3 Модификации
- 3.1 ПАЗ 672 М
- 3.2 Представитель 672 А
- 3.3 Экспонат с индексом 672 Ю
- 3.4 Автобус 672 Г
- 3.5 Характеристика 672 ТЛ
- 3.6 Последние модели автобусов
История появления
Конструкторы Павловского завода решили дальше развивать автобус ПАЗ 652 Б. В 1957-м началась основательная работа над первыми прототипами. Было решено оснастить аппарат двигателем, да не простым, а 8-цилиндровым V-образного типа. Рулевое управление оснастили гидроусилителем, а еще вмонтировали ходовую часть от представителя ГАЗ-53.
Уже в 1959-м начальный прототип увидел свет, и подвергся многочисленным испытаниям по выявлению недочетов. Обновленный автобус получил полную копию кузова 652 Б, а также раздельную передачу тормозов на каждый мост.
На этом тесты не закончились. Было произведено 20 опытных вариаций, послуживших появлению следующих изменений:
- Уменьшение веса конструкции;
- Модернизация кузовного каркаса;
- Расширение обзорных окон.
Серийное производство стартовало в 1967-м, но изменения выполнялись на регулярной основе. На момент 69-го года аппарат получил новый усовершенствованный мотор, герметизированный кузов, усиленную тормозную систему, установленную рукоять КПП на руле. Особого внимания удостоился узел гидравлического рулевого управления.
Уже в 1975-м году ходовой ресурс автобуса был увеличен до 320000 км, в 79-м – до 330000, а в 1980-м – до 350000. Над качеством своего детища конструкторы трудились безостановочно.
Технические характеристики
Поскольку аппарат производился 22 года, за все это время появилось огромное количество модификаций. Изменения касались не только установленных двигателей, но и других конструкционных особенностей проекта.
Например, базовая модель похожа на ГАЗ-52А. Силовой агрегат представлен 4-тактным верхнеклапанным мотором с карбюратором. Его мощность составляет 115 л.с. Коробка механическая, 4-ступенчатая.
Из-за карбюратора передняя пассажирская дверь была смещена ближе к центру кузова. Располагался он в переднем свесе, что обусловило подобное инженерное решение. Сцепление предстало в виде гидравлического привода сухой однодисковой архитектуры.
Другой особенностью является рессорная подвеска с телескопическими жидкостными амортизаторами. Такие же использовались на модели ЗИЛ-157, откуда они и были позаимствованы.
Тормозная система и сцепление
Тормоза оснащались специальным вакуумным усилителем, а также гидравлической системой. Это обеспечивало больший контроль автобусом на высокой скорости (максимальный показатель достигает 80 км/ч).
Не последнюю роль в улучшении управляемости сыграли вышеупомянутые рессоры. Они обеспечивали надежное сцепление колес с трассой, и смягчали качание аппарата при попадании в дорожные ямы.
Что касается габаритов ПАЗ 672, они следующие:
- Длина: 7150 мм;
- Высота: 2952 мм;
- Ширина: 2440 мм;
- Высота подвески: 280 мм;
- Колесная база: 3600 мм.
Полностью снаряженный «Пазик» весит 4,5 т, а при полном заполнении – 7,8 т. Расход топлива равнялся отметки 20,5 л.
Салон
Полная вместимость автобуса достигала 45-ти человек с непродолжительным заполнением до 58-ми пассажиров. Сидячих мест – 23.
Покатая крыша имела дополнительный ряд окон, которые компенсировали небольшие основные. Двери оказались узкими, но достаточными для комфортного пропуска каждого пассажира по одному.
Вход в кабину водителя осуществлялся через отдельную дверь, но все помнят, как она завешивалась шторкой или перегородкой. Вентиляция салона осуществлялась через 6 щитков на потолке.
Модификации
За 22 года производитель выпустил огромное количество конфигураций популярной модели.
ПАЗ 672 М
Этот автобус заслуживает особое внимание. Его выпуск состоялся с 1982 года. Приписка «М» – ничто иное, как аббревиатура к слову «модернизированный».
Классический автобус ПАЗ 672 заметно уступал своему приемнику в плане технических характеристик. Новинку снабдили более мощным двигателем. Внутри салона появилась изоляция от внешних шумов, а также термоизоляция. Сиденья стали безопаснее и комфортнее, что сделало 672 М особо любимой моделью среди пассажиров.
Через некоторое время моделью «М» начали называть однодверные конфигурации. Благодаря наличию всего 1-й двери, внутрь салона было установлено еще 2 сидячих места. Но в 1989-м году производство их было прекращено.
Аппарат получился настолько надежным, что даже сейчас его можно увидеть на ходу. Особенную популярность 672 М получил среди предприятий и заводов, где использовался в качестве служебного транспорта.
Представитель 672 А
Далее конструкторы выпустили модификацию 672 А, один из лучших автобусов для экскурсий советского времени. Дверь открывалась вручную, а крыша раздвигалась. Но даже такие отличительные особенности не повысили рентабельность производства. С конвейеров модель убрали быстро.
Экспонат с индексом 672 Ю
Это шасси, производимые в экспортных целях. Особую популярность конфигурация сыскала на Кубе, где с ее помощью было произведено огромное количество интересной техники.
Автобус 672 Г
Горная модель была специально адаптирована для жестких условий эксплуатации. На борту появилось 2 топливных бака. Каждое пассажирское сиденье получило отдельный ремень безопасности. Тормозная система стала значительно надежнее.
Данная вариация послужила для создания еще одной, носящей название «Пингвин». Забавное наименование обусловлено наличием рефрижератора-кондиционера внутри, прямо как в холодильнике. Впоследствии марка получила номер 3742, а также рисунок снежинки сбоку.
Характеристика 672 ТЛ
Для переездных лабораторий конструкторы создали именно эту модель. Она отличалась сплошной крышей и внутренним разделением на отсеки.
Последние модели автобусов
Продолжая тему исследований, нельзя забывать 652 С (от слова «Север»). В салоне была организована независимая отопительная система, крыша без стекол и двойное остекление на окнах. Все открывающиеся части утеплялись резиновыми вставками.
Напоследок вспомним единичную модель 672 Д с минским дизелем. Этот автобус в серию не пошел, несмотря на огромный потенциал. Послужной список аппарата велик, он оставил огромный след в истории советского автопрома. Надежность и простота конструкции, оптимальный дизайн, а также вариативность к модификациям сделали «Пазик» настоящей легендой.