Полугусеничные грузовики НАТИ-3 на северных испытаниях
![полугусеничные, грузовик, нати-3, северный, испытание полугусеничные, грузовик, нати-3, северный, испытание](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah.jpg)
В начале 1930-х годов перед молодым советским государством встает вопрос о промышленном освоении крайнего Севера. Для его решения требовалась специальная автомобильная техника, способная работать в сложных климатических условиях и тяжелом бездорожье.
Для оценки перспектив такой техники, в начале 1930-х на полуостров Таймыр, были отправлены полугусеничные грузовики НАТИ.
Тем временем активные геологоразведовательные работы проходили в северных районах СССР с начала 1920-х. Они показали, что зачастую полезные ископаемые находятся в труднодоступных для транспортировки местах. При этом имеющееся в СССР тяжелые гусеничные трактора типа Коммунар слабо подходили для таких задач. Рациональнее было использовать, относительно легкие и подвижные полугусеничные грузовики небольшого тоннажа. Благо разработка таких машин велась на Горьковском автозаводе с 1931 года.
Полугусеничные грузовики — путь на Север
![Полугусеничный вездеход НАТИ-3](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_1.jpg)
Полугусеничный вездеход НАТИ-3
На испытания в составе геолого-разведочной партии, были отправлены 4 опытных грузовика НАТИ-3. Они представляли собой ГАЗ-АА на которые были смонтированы гусеничные движители. В основе движителей находились четыре двухскатных колеса, которые приводились в движение от заднего моста с помощью цепной передачи. Резиновая гусеничная лента шириной 300 мм, натягивалась между колесами и приводилась в движение через фрикционное зацепление.
В августе 1933 года, экспедиция выдвигается из Архангельска в бухту Нордвик Хатангского залива. Но из-за тяжелой ледовой обстановки и поломки судов, караван остановился на зимовку в районе острова Самуила. Во время зимовки и выявились все положительные (и не только) качества полугусеничных вездеходов НАТИ. Но обо всем по порядку.
Зимовка
![Экспедиция советских вездеходов в Арктике](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_2.jpg)
Место зимовки и маршрут похода полугусеничных грузовиков НАТИ
Тем временем, легкие и быстрые грузовики НАТИ-3 значительно ускорили процесс строительство временной базы. Автомобили перевозили стройматериалы, продовольствие и личный состав. В начале октября температура воздуха колебалась в диапазоне от -5 до -20 градусов. Но частая пурга и сильный ветер осложняли работу. Так при кратковременной остановке быстро обмерзал радиатор, после чего приходилось сливать воду. Как следствие даже короткие остановки подвергали экипаж риску, поэтому в работе обычно находилось не более 2 автомобилей. Остальные располагались на базе, готовые в любой момент прийти на выручку. Между тем в щадящем режиме работы, за сутки удавалось перевозить около 12 тонн грузов. Но при необходимости этот показатель, можно было увеличить в 2-3 раза.
Даже в незначительные морозы, пуск грузовиков занимал немало времени. Водитель с помощью паяльной лампы прогревал масло в картере двигателя, после чего в радиатор заливал кипяток и электростартером запускал мотор.
![Полугусеничный грузовик СССР](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_3.jpg)
Подъем затонувшего вездехода
5 октября 1933 года один из автомобилей провалился под лед. Водитель неверно оценил обстановки и слишком близко подъехал к ледяной трещине, возле вмерзшего в лед судна. Машина проломила лед гусеницами и накренилась назад. Тем временем с ближайшего судна был переброшен трос, и водитель успел закрепить его на передней оси вездехода, после чего машина ушла под лед на глубину 35 метров.
После спасения грузовик встал в ремонт на две недели. Механики заменили один из поршней, в остальном после чистки и сушки, НАТИ-3 продолжил работу в прежнем режиме.
Полугусеничные грузовики в исследовательских походах
![полугусеничные грузовики при освоении Севера](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_4.jpg)
Вездеход на маршруте, на прицепке сани с бензином, сзади одометр
В конце марта 1934 года был организован исследовательский поход по серверной части Таймырского полуострова. Кроме испытания автомобилей, предполагалось провести метеорологические и геодезические исследования.
В маршрут отправились две машины и четыре человека. Автомобили были загружены необходимым оборудованием, продуктами питания, а также запасными частями. Кроме того, каждый вездеход буксировал небольшие сани на которых хранился запас топлива. Также для измерения пройденного пути, на одной из машин был установлен одометр.
![Советские полугусеничные вездеходы](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_5.jpg)
Экипировка водителя
Вездеходы НАТИ-3 провели в походе 21 день. За это время автомобили прошли 469 километров. В среднем за ходовой день автомобили проходили по 40 километров. Скорость движения сильно варьировалась в зависимости от погодных условий. Кроме того, расход топлива также значительно поднимался во время движения в непогоду. Так во время пурги и при сильном встречном ветре расход бензина доходил до 1,8 литра на километр пути. В среднем каждая из машин потребляла 1,65 литра на километр пути. К примеру, во время летних испытаний 1932 года в пустыне Каракум, полугусеничный грузовик НАТИ потреблял 0,7 — 0,97 л/км.
Между тем поход явным образом показал, что автотехника способна работать в условиях Арктики и причем весьма эффективно. Испытатели отмечали, что передвигаться на автомобилях очень комфортно. Более того, такие пробеги могли осуществлять люди среднего здоровья и выносливости.
Итоги испытаний
![полугусеничные грузовики](/wp-content/uploads/2021/04/polugusenichnye-gruzoviki-nati-3-na-severnyh-ispytanijah_6.jpg)
Общий вид движителя вездехода НАТИ
После начала весеннего таяния, все автомобили были погружены на корабли и после подготовительных работ, летом 1934 года караван двинулся в точку назначения. Всего за время зимовки автомобили прошли 5374 км и перевезли 573 тонн грузов.
Между тем в процессе работы и похода выявилось немало конструктивных недостатков полугусеничных грузовиков НАТИ:
- При работе в теплую погоду, когда температура не опускается ниже -5?, движитель забивается снегам. Более того, он смерзается, образую твердую ледяную массу. В результате чего спадала гусеничная лента. Кроме того, при забитых движителях потеря мощности мотора достигала 30%, отчего груженые машины теряли способность передвигаться.
- При сильных морозах от -35? и ниже, рвалась мягкая резиновая гусеничная лента. Впоследствии ее заменили на жесткую и более прочную, после чего проблема сошла на нет.
- При морозе от -30? застывало масло в редукторе заднего моста, особенно при попутном ветре.
- Также при низких температурах, обрезиненные ведущие обмерзали до такой степени, что были не способны передавать движущее усилие на ленту и проскальзывали. На машинах имелся запас песка или золы, который подбрасывался в ленту, что уменьшало проскальзывание ленты.
Прежде всего основные замечания относились к гусеничным движителям. Тогда как двигатель и другие агрегаты работали в штатном режиме и обслуживались по регламенту.
Автомобили в Арктике
Осенью 1934 года полугусеничные грузовики НАТИ прибыли в Хатангский залив, где сразу приступили к работе по разгрузке судов. За пол месяца было перевезено около 2000 тонн груза. При этом проходимость автомобилей была достаточной, для того чтобы вплотную подойти к прибывшему с судна катеру и забрать груз. Без вездеходов НАТИ такой гигантский объем работ удалось бы провести не меньше чем за месяц, писали в своих отчетах испытатели.
Это еще раз доказывает какую огромную пользу приносит автотехника в освоении Севера. Что же касается полугусеничных грузовиков, их трудный и тернистый путь на конвейер только начинался. Но об этом в следующий раз.
Работа вездеходов на станции о.Самуила и в ее окрестностях
Какая выполнена работа | Перевезено т | Пройдено км |
---|---|---|
Перевезено грузов с парохода на базу | 346 | 4256 |
Перевезено грузов с базы на пароход | 23 | 288 |
Подвезено льда к пароходам для питания котлов | 80 | 80 |
Вывезено снега на базе | 100 | 60 |
Развезено охотничьих ловушек | 1 | 54 |
Перевезены гидрографические знаки к месту их установки |
2 | 62 |
Доставлены к месту работы гидрографические партии и грузы, а также свезены обратно |
3,8 | 144 |
Прочие разъезды (на охоту, с людьми и т. д.) | 5 | 150 |
Доставлен к месту постройки материал для охотничьих домиков, продовольствие, оборудование и топливо |
8,7 | 148 |
Вывезено мяса добытых животных из охотничьих домиков | 3,5 | 105 |
Итого | 573 | 5347 |