Представитель Ikarus 55 и его фантастический облик
В современном потоке машин автобусам не хватает индивидуальности. А ведь в прошлом столетии начиная с 1953 года, когда первый Ikarus 55 появился на свет в Венгрии, возник тот самый образ, который теперь олицетворяет уходящую эпоху. Уже не так часто на улицах встретишь подобного рода экспонаты.
Разглядывать этот автобус в мельчайших подробностях — одно удовольствие.
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Технические характеристики
- 3 Расположение дверей и посадочных мест
- 4 Устранение излишеств
- 5 Заключение
Предыстория
Благодаря необычному виду сзади (сдвинутому моторному отсеку) и сглаженной передней части Икарус 55 получил название «ракета». Из-за повышенного шума его еще называли «пылесос». О внеземном происхождении здесь говорит все – необычный силуэт, дополнительное остекление, габаритные фонари на крыше в виде капель и отсутствие огней над бампером.
Скромная отдача двигателя в 125 лошадиных сил требовала заменены на более мощные. Решение о переносе мотора в заднюю часть автобуса было принято для того, чтобы он стал более удобным для пассажиров с точки зрения отсутствия запаха и менее шумным для водителя.
ВтожесамоевремявелосьпроизводствоИкарус55ЛюкссдвигателеммаркиCsepelсповышенноймощностьюв170лошадиныхсил,прожекторомнакрышеидополнительнойзонойузаднейстенкиавтосалона,предназначенной для багажа.
Технические характеристики
В поставляемом для СССР автобусе класса Люкс отсутствовали лишние детали, зато одинокий фонарь расположился над передним стеклом, что вызывало восхищение у многих.
Кстати говоря, подобная комплектация была выпущена по спецзаказу для Советского Союза. Междугородный автобус можно было увидеть в крупных городах, таких как Ленинград, Таллин, Рига или Москва.
Комфортные пассажирские места, вместительное багажное отделение и удобные двери для посадки и высадки — это пожалуй, были подходящие характеристики для тех годов, чтобы выполнить доставку пассажиров на длительное расстояние. Между посадочными местами приличное расстояние, которое позволяет удобно расположиться и вытянуть ноги.
Первоначально произведенный автобус функционировал при помощи 5-ступенчатой 3-ходовой механики и гидроусилителя руля. Рессорная подвеска имеет телескопические амортизаторы по гидравлическому типу.
Тормоза представлены двумя видами:
- стояночныйбарабанныйсмеханическимприводомназаднихколесах;
- рабочийбарабанныйспневмоприводомнавсехколесах.
Основной особенностью было наличие встроенного 6-цилиндрового 4-тактного дизельного двигателя, который обладал мощностью 145 лошадиных сил. Конфигурация двигателя представлена рядным расположением цилиндров и рабочим объемом 8,28 литров. Использовалась жидкостная система охлаждения.
Через распашные ворота был организован быстрый доступ к двигателю и вспомогательному оборудованию.
Примерно до 1954 года модель отличалась слабой вентиляцией, принцип которой сводился к частичному охлаждению мотора от воздуха, поступающего со стороны заднего окна через воздуховод. Со временем конструкция автобуса изменилась и сюда установили полноценный воздухозаборник.
Втаблицеприведеныосновныеособенностилюксовоймодели
Габариты (длина, ширина, высота), м | 11,4*2,5*2,87 |
Полный вес, кг | 12 730 |
Нагрузка на передней оси, кг | 4 250 |
Нагрузка на задней оси, кг | 8 480 |
Общий запас топлива, л | 250 |
Средний расход горючего л/100 км | 32 |
Максимально-возможная скорость (км/час) | 98 |
Расположение дверей и посадочных мест
На первых автобусах распашная дверь, она же единственная, располагалась строго по центру. Затем были выпущены модели с одной дверью спереди, или двумя, которые располагались сзади и спереди.
Внутри салона имеется 31 удобное сиденье плюс одно для кондуктора. Встречаются люксовые комплектации с двухместными диванами или раздельными креслами и столиками, предназначенными для организации буфета. В инструкции по эксплуатации можно так и прочитать: 32 посадочных места плюс сиденье для водителя, его помощника или гида и два дополнительных для буфетчиков.
Устранение излишеств
Со временем модель приобретала традиционные черты, присущие любому автобусу фары устанавливались над бампером, роскошный верхний вид уступил место небольшим габаритникам, а сферические окна в крыше пропали. Скромный вид внешней декоративной отделке автобуса придало уменьшение количества хрома.
А после 1960 года произошли небольшие изменения, в ходе которых каплевидные габаритные огни были вовсе исключены и видоизменены задние фонари. Все фары круглые, да и вообще сам автобус представляет собой скругленную модель.
Заключение
Сколько не смотри на особенности представленной модели, здесь ничего нельзя добавить и убавить. Это талантливо спроектированная машина.
На сегодня известно, что сохранилось не более 20 экспонатов Ikarus 55 разных модификаций. Большее число находится в Венгрии — на родине. В России находится три модели:
- в музее Санкт-Петербурга от ГУП «Пассажиравтотранс»;
- в городе Москва во владении «Мосгортранса»;
- в Подмосковье на авиационном предприятии «Туполев».
В Эстонии три экспоната принимают участие в выставках, а в Белоруссии в 2016 году был замечен еще один экземпляр.
Любуясь Икарусом 55, можно с уверенностью сказать, что этот автобус до сих пор смотрится эффектно и выделяется на фоне других более современных аналогов.