Запланированное устаревание автомобилей
«Автомобили не такие долговечные как раньше» — известное утверждение, который слышал каждый автолюбитель. Причем не важно про какие машины идет речь — японские, немецкие или американские.
Но имеются ли какие-нибудь основания, для этого утверждения? К сожалению да.
Запланированное устаревание
В 60-х Фольксваген выпускал вот такие буклеты, намекая на то, что Жук не подвержен планируемому устареванию
Планируемое или запланированное устаревание это общий термин. Он означает, что производитель еще на этапе проектирования продукта, явно или скрыто ограничивает срок службы. Впервые этот термин в своем докладе ввел промышленный дизайнер Брукс Стивенс в 1954 году.
Устаревание внешнего вида
В автомобильной индустрии запланированное устаревание начало применяться задолго до того как Стивенс озвучил свой доклад. Еще в 1924 году, президент GM Альфред Слейн ввел ежегодный редизайн автомобилей. Внешний вид автомобилей изменялся незначительно, но и этого было достаточно, чтобы вызвать дискомфорт у потребителей и подстегнуть их на покупку новой машины. Такая стратегия, выглядела особенно глумливой, учитывая бушующую в США Великую депрессию, когда у многих людей не хватало денег даже на еду.
Тем не менее, перманентный рестайлинг показал свою эффективность и используется автопроизводителями и по сей день.
Моральное устаревание
Технологии не стоят на месте и автофимы этим активно пользуются. Даже незначительное изменение мощности двигателя или появление новой опции, автопроизводители обставляют как весомую инновацию и активно ее рекламируют. Таким образом, ваш автомобиль с каждым годом устаревает, не только внешне, но и технически. Ситуация усугубилась с активным внедрением электроники и сложных мультимедийных систем.
Снижение надежности
Отчет JDpower о надежности автомобилей в 2009 и десять лет спустя
Между тем, предыдущие примеры меркнут по сравнению с тем, что некоторые автопроизводители сознательно снижают ресурс своих автомобилей. Это очень сложно доказать и ни одна компания никогда в этом не признается. Тем не менее согласно отчету агентства JDpower, в среднем по индустрии, количество поломок современных снизилось с 170 случаев на 100 автомобилей в 2009 году, до 136 в 2019 году.
Казалось бы, запланированное устаревание это миф. Но интересно, что такого рода исследования проводились лишь для автомобилей не старше трех лет, почему в группу не вошли семи или пятилетние автомобили вопрос остается открытым.
Усложнение ремонта
Оценка стоимости ремонта автомобилей в США по годам
Кроме того, растет сложность и стоимость технического обслуживания. Современные автомобили спроектированы таким образом, что выход из строя даже незначительной детали ведет к замене узла в сборе! Загудел ступичный подшипник? Меняй ступицу. Сломалась шаровая опора? Меняй рычаг подвески. И таких примеров множество.
Еще одна ловушка ждет автовладельца в официальном мануале. Он не рекомендует прогревать и обкатывать двигатель, менять рассчитанное на весь срок службы масло в МКПП и ГУР. Таким нехитрым способом, автопроизводители еще немного сокращают срок службы своих автомобилей.
Кто виноват?
Свалка автомобилей в Японии, 1991 год
Запланированное устаревание это неотъемлемая часть капиталистического общества потребления. В таких условиях экономика расходует намного больше природных ресурсов и создает огромное количество отходов. Кроме того, непрерывная «гонка» за новыми товарами, делает потребителей расточительными, а многих вгоняет в долговую яму.
Между тем, существует и диаметральная точка зрения. Планируемое устаревание ускоряет технический прогресс и обеспечивает промышленный рост, во благо всего человечества, а не узкой прослойки предпринимателей.