Nissan FJ20: самый мощный японский двигатель начала 80-х
Если говорить о культовых японских моторах 80-х, то сразу вспоминаются Toyota JZ или Nissan RB и SR. Между тем, есть малоизвестный Nissan FJ20, который стал революцией в японском моторостроении, а в начале 80-х был самым мощным двигателем в Японии.
Предпосылки создания
К концу 70-х некогда великий Nissan Skyline из непревзойденного спортивного автомобиля, превратился в тяжеловесное и медленное купе с устаревшим на десятилетие мотором. Поэтому при разработке Skyline нового поколения, инженеры решили вернуться к истокам и создать легкий автомобиль с мощным двигателем.
Помимо кузова купе, Skyline шестого поколения выпускался в кузове седан, хетчбэк и универсал
В 1981 году дебютировал новый Nissan Skyline шестого поколения с индексом R30. В отличие от предшественника, новый Скайлайн стал ниже, шире, но главное похудел и получил абсолютно новый двигатель — FJ20.
Nissan FJ20
Двигатель выделялся ярко-красной крышкой клапанов, с характерными для 80-х надписями
Среди любителей JDM ходит легенда о том, что двигатель FJ20 изначально разрабатывался для Формулы-1. Но после того, как Ниссан отказался от планов по участию в королевских гонках, наработки по мотору перекочевали в серийный FJ. Конечно это не более чем миф. Тем не менее двигатель получился замечательным.
В отличие от древнего шестицилиндрового L20, новый мотор лишился двух цилиндров, но получил 16-клапанную двухвальную ГБЦ и впервые в мире — инжекторную систему питания с последовательным впрыском топлива. Таким образом атмосферный Nissan FJ20 с легкостью выдавал 150 л.с., а это на 5 л.с. больше чем турбоверсия L20ET. Кроме того, FJ20 значительно опередил основного конкурента 8-клапанный Toyota 18RG, который выдавал только 135 л.с. и устанавливался на Toyota Celica.
Потребители приняли Nissan Skyline R30 очень хорошо. Японская автомобильная пресса тех лет, заливалась в дифирамбах, называя Nissan FJ20 — лучшим двигателем в мире. На волне успеха, в октябре 1981 года Nissan выпускает облегченный до 1130 кг Nissan Skyline 2000RS, который станет отличной основой для участия в автогонках.
Гонка вооружений
Nissan Skyline 2000RS
Безусловно в Тойоте надо было отвечать на появление FJ20 и в 1982 году она выпустила двигатель 3T-GTEU. Он имел довольно странную конструкцию: двухкамерную 8-клапанную ГБЦ с двумя свечами на цилиндр и турбонаддув. В такой конфигурации мотор выдавал 160 л.с.
Ниссан не стал долго церемониться и уже на следующий год выпустил 2000RS Turbo, под капотом которого скрывался двигатель FJ20DET на 190 л.с. с турбокомпрессором Garret. В результате Nissan 2000RS Turbo на тот момент стал самым быстрым серийным японским автомобилем. Год спустя, видимо для того, чтобы окончательно добить Тойоту, Нисан выпускает версию RS-X Turbo-C мощностью 205 л.с. с интеркулером и обновленным передним оперением в народе получившей название «Tekkamen» (железная маска).
Nissan FJ20 в автоспорте
Гоночный Ниссан 2000RS заводской команды
Nissan FJ20 нашел очень широкое применение в автоспорте. В основном двигатель использовался в соревнованиях Формула-3, кольцевых гонках и ралли. Так в 1983 году Ниссан подготовил Silvia 240RS для Группы Б под капотом которой использовался расточенный до 2,4-литров FJ24 мощностью 265 л.с. Хотя заднеприводная Сильвия не смогла составить серьезную конкуренцию европейским полноприводным монстрам, показала себя очень выносливой и надежной.
Лучше всего дела у FJ20 были в национальном кольцевом чемпионате где в 1986 году Nissan Skyline RS одержал уверенную победу.
Лучший двигатель Nissan начала 80-х
Конечно FJ20 не получил такой славы как RB26. Но с точки зрения надежности он его превосходит, а потенциал к модернизации практически сопоставим. Главное то, что именно Nissan FJ20 открыл эру новых японских моторов: высокотехнологичных, мощных и при этом очень надежных.