DAF 600: первый автомобиль с вариатором
Автомобильная марка DAF в нашей стране известна. Не сказать, что грузовики этой нидерландской фирмы, получили особенное распространение, но на наших дорогах встречаются.
Однако мало кто знает, что DAF когда-то выпускал и легковые автомобили. Да еще какие!
DAF 600
Какими-то стилистическими изысками автомобиль не отличался
Послевоенное восстановление Европы шло полным ходом. Надежные и качественные грузовики DAF пользовались спросом, и к началу 50-х владельцы компании — братья Вим и Хуберт ван Дорны, скопили неплохую финансовую подушку. Надо сказать, что голландцы промышляли не только грузовиками. DAF производил автобусы, прицепы, военные и другие специальные машины. Так что выпуск легковых автомобилей, стал логичным этапом по развитию бизнеса.
Выходить на новый рынок Дорны решили с недорогим, малолитражным автомобилем. Вариант беспроигрышный учитывая финансовое состояние большинства европейцев. В 1955 году начали разработку автомобиля, а уже в марте следующего года собрали первый прототип. Автомобиль получил мотор воздушного охлаждения объемом 590 см3, независимые подвески всех колес и реечное рулевое управление.
Назвали машину бесхитростно — DAF 600 и в феврале 1958 года, представили на автомобильной выставке в Амстердаме. Небольшой двухдверный седан, одного класса с VW Beetle и Fiat 600 не поражал своим внешним видом, да и двухцилиндровый 22-сильный мотор, уже тогда был явно хиловат. Но несмотря на это DAF 600 произвел на выставке настоящий фурор. За время автошоу голандская фирма приняла 4 тыс. предварительных заявок, намного больше чем было запланировано.
Секрет такого ажиотажа раскрывался просто. DAF 600 оснащался бесступенчатой автоматической трансмиссией или по простому вариатором. В то время, ни один автомобиль такого класса, не мог избавить владельца от утомительной обязанности орудовать педалью сцепления, потому-то и привлек DAF 600 к себе столько внимания. Причем не только в Нидерландах.
Variomatic — первый вариатор
Обратите внимания сколько места занимает вариатор
Безусловно бесступенчатая трансмиссия не является изобретением компании DAF. Вариаторы применялись в промышленности, сельскохозяйственной технике, да и с автомобильным ДВС его пытались сработать неоднократно. Но именно DAF удалось разработать первый пригодный к серийному выпуску вариатор, получивший коммерческое название Variomatic.
Variomatic был интегрирован с задней подвеской, причем все его элементы не закрывались никакими защитными кожухами, что также надежности ему не прибавило
Принцип его работы был довольно изящен. Крутящий момент от двигателя с помощью приводного вала, через центробежное сцепление передавался на ведущие шкивы, а от него с помощью клиноременной передачи на ведомые, а далее через бортовые редукторы на колеса. Шкивы состояли из двух конических дисков способных сходится и расходится, за счет чего мог меняться его диаметр. Таким образом в начале движения, ведущий шкив имел наименьший диаметр, а ведомый наибольший. Затем при наборе оборотов диаметр ведущего шкива увеличивался, а ведомого уменьшался, за счет чего уменьшалось и передаточное число. Variomatic был способен менять передаточное число в широком диапазоне от 4,4 до 20.
Вариатор пошел в мир
В целом конструкция простая, но имела ряд существенных недостатков. Прежде всего Variomatic был громоздким и тяжелым. Кроме того из-за несовершенства ремня и шкивов, общая ходимость вариатора не превышала и 30 тыс. км. В результате уверенный спрос, который имелся на DAF 600 сразу после выхода на рынок в 1959 году, довольно быстро иссяк. За три года голландцы выпустили всего 30 тыс. автомобилей. Как бы то ни было в DAF от вариаторов отказываться не собирались и продолжили работать над усовершенствованием Variomatic. Так что во многом благодаря голландской фирме, вариаторы пошли в мир и сейчас их можно встретить во множестве самых разных автомобилей. Хорошо это или плохо решать вам.
Технические характеристики DAF 600
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1959-1963 |
Тип двигателя | бензиновый, H2 |
Объем двигателя, см3 | 590 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | — (22) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2050 |
Длина, мм | 3610 |
Ширина, мм | 1440 |
Высота, мм | 1380 |
Снаряженная масса, кг | 630 |