Вторник , 19 марта 2024

MRAP: бронемашины минной войны

mrap, бронемашина, минный, война

Бронеавтомобили с повышенной взрывозащищенностью впервые были разработаны в конце 50-х во Франции. Но только относительно недавно подобные машины, получившие обозначение MRAP, вошли в обиход.

В том числе и в нашей стране.

MRAP

Navistar International MaxxPro

Cхема International MaxxPro: 1) Комплекс дистанционного обнаружения СВУ 2) Бронированное стекло 3) Пулемет М2 Браунинг 4) Фара искатель 5) Маскировочная накидка пулеметчика 6) Антенна связи 7) Защитная решетка 8) Подъемная проушина 9) Откидная рампа 10) Броня фирмы Plasan Caca 11) Внешний ящик хранения 12) Шины типа «Run flat» 13) Отсек экипажа 14) Сиденье водителя 15) Независимая подвеска 16) Двигатель MaxxForce 9,3D

Термин MRAP применяется для обозначения легких транспортных средств, обладающих устойчивостью к взрывам и огню стрелкового оружия. В США разработка таких машин началась в 2004 году во время войны в Ираке. К тому времени боевые действия фактически переросли в партизанскую войну с активным применением самодельных взрывных устройств (СВУ). Армии требовался недорогой, но защищенный бронеавтомобиль для перевозки личного состава. Одной из первых такой грузовик разработала компания Force Protection Industries. Машина под названием Cougar обладала противоминной защитой до 14 кг ТНТ и пуль калибра 7,62 мм.

Между тем, Cougar нельзя назвать полностью оригинальной разработкой. Американские инженеры активно заимствовали технические решения и технологии у южноафриканских коллег, которые выпускали подобные машины еще с начала 70-х.

Как бы то ни было, MRAPы в Ираке показали свою высокую эффективность. Согласно отчету командования за 2004 год, ни один военнослужащий в Cougar не погиб от взрыва СВУ. В 2007 году общая численность MRAPов в американской армии доходила до 27 тысяч единиц! Очень внушительное число, учитывая что стоимость одной машины варьировалась от 500 тыс. до 1 млн. $. На данный момент военные несколько поубавили свои аппетиты. По разным оценкам в армии США сейчас насчитывается не более 9 тыс. бронеавтомобилей этого типа.

МЗБА

MRAP Тайфун-К

Бронеавтомобиль Тайфун-К

В нашей старне противоминные бронемашины получили обозначение — МЗБА (минно-защищенные бронированные автомобили). Впервые о разработке МЗБА в России задумались еще в ходе первой чеченской войны. Но из-за скудного финансирования создать полноценный минно-защищенный бронеавтомобиль было невозможно. Приходилось довольствоваться серийными грузовиками Урал с бронекапсулой в кузове.

В 2010 была принята новая концепция развития военной автомобильной техники. Она включала в себя создание полноценных MRAP различного класса. К работе подключились несколько российских предприятий: УралАЗ, КамАЗ, ЯМЗ, ГАЗ и др. Проект получил обозначение «Тайфун». В результате в 2014 году в серийное производство постают два автомобиля: Тайфун-К (КамАЗ-63968) и Тайфун-У (Урал-63095). Оба автомобиля имеет минную защиту в 8 кг ТНТ, колесную формулу 6х6 и полную массу в 24 т. Кроме того у обоих автомобилей одинаковая композитная броня, способная противостоять бронебойным пулям калибра 14,5 мм.

Russian MRAP

Тайун-У, на заднем плане бронеавтомобиль Патруль на базе КамАЗ

Известно, что стоимость Тайфунов превышает 40 млн. рублей. А выпустили их совсем немного. По разным источником в войсках на данный момент находится около 350 Тайфун-К и 180 Тайфун-У.

Между тем, семейство отечественных MRAP постоянно расширяется. К серийному производству планируются КамАЗ-53949 (3 кг. ТНТ), Камаз-4386 (6 кг.), Урал-53099 (5 кг.) и другие.

Особенности и перспективы современных MRAP

МРАП Cougar

Cougar после подрыва

Несмотря на то, что MRAP доказали свою эффективность в защите от СВУ, у машин такого класса имеются и недостатки. Прежде всего за счет V-образного днища, которое эффективно рассевает взрывную волну, силуэт машины значительно увеличивается, а значит в нее легче попасть. Кроме того, никто не отменял другие средства поражения, будь то РПГ или крупнокалиберный пулемет. Еще одним недостатком МЗБА можно считать малый ресурс. Да он больше, чем у БТР или БМП, но все же значительно меньше чем у обычного грузовика.

Тем не менее работа над новыми бронемашинами ведется по всему миру. Перспективные MRAP станут еще более взрывоустойчивыми, защищенными, ну и дорогими конечно.

ЗАБЫТЫЕ Бронеавтомобили СССР времен Отечественной Войны. Легендарные Советские бронеавтомобили ВМВ

Смотрите также

ЗИЛ-132 РС 6х6: опытный грузовик СССР для сельского хозяйства

Попытки разработать грузовик высокой проходимости для народного хозяйства, в СССР предпринимались еще с начала 1960-х. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *