Toyota Crown четвертого поколения: японский авангардизм 70-х

Toyota Crown — вторая по значимости после Corolla, модель японской компании. Именно с нее началась международная экспансия Тойота в 1955 году.
За долгие годы производства Crown всегда был лидером в сегменте японских премиальных автомобилей и только однажды он это лидерство уступил. Случилось это в начале 70-х после выхода авангардного Toyota Crown четвертого поколения.
Бывший Toyopet

Toyota Crown третьего поколения
Toyota Crown третьего поколения получилась очень удачной. Продажи автомобиля превысили совокупные продажи первого и второго поколения. В то же время, извечный соперник Nissan, после покупки Prince получил в распоряжение две модели бизнес-класса Cedric и Gloria и сильно усилил свои позиции. Другими словами перед Тойотой стояла сложнейшая задача, не только повторить успех машины прошлого поколения, но и превзойти конкурента.
Разработка автомобиля началась в 1969 году. Главным конструктором стал Такеши Комуро, а за внешний вид отвечал Тору Нагиса. Всего через два года инженеры завершили разработку и в феврале 1971 года, Toyota Crown четвертого поколения поступила в производство. Впервые в истории модели, автомобиль получил обозначение Toyota, а не Toyopet. Вызвано это было тем, что на английском бренд звучал несерьезно и даже уничижительно, тем более для такой модели как Crown.
Toyota Crown четвертого поколения

Краун четвертого поколения сильно отличался от предшественника
В основе нового Crown лежала рама лестничного типа. Спереди находилась независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, а сзади располагался классический задний мост на винтовых пружинах. Простая и очень надежная конструкция, которая отлично зарекомендовала себя на машине предыдущего поколения.

Система EASS управлялась через блок управления расположенным под рулевой колонкой
Помимо шасси с предшественника перекочевали четырех и шестицилиндровые рядные моторы мощностью 98-115 л.с. Позднее, в мае 1971-го стал доступен 2,6-литровый двигатель 4М мощностью 122 л.с. В 1974 году сразу после нефтяного кризиса, Crown обзавелся системой «старт-стоп». Она называлась EASS(Engine Automatic Stop and Start System) и работала по следующему принципу. Через 1,5 секунды двигатель автоматически останавливался если машина находилась неподвижно. Бортовой компьютер учитывал температуру двигателя, наклон дороги, напряжение бортовой сети и принимал решение глушить двигатель или нет. Результатом работы системы являлась 10% экономия бензина, что не так уж и мало. Помимо передовой EASS, Crown мог похвастаться круиз-контролем и антиблокировочной системой тормозов.
В техническом плане Toyota Crown четвертого поколения был достаточно консервативен, чего не скажешь о внешности. Она стала одновременно достоинством и недостатком этой машины.
Внешний вид

Toyota Crown четвертого поколения вошел в историю как самый авангардный по внешнему виду автомобиль в серии. Он разительно отличался от предшественников оригинальным обтекаемым дизайном, который Тору Нагиса называл «веретенообразным». Действительно, за счет новых интегрированных бамперов, Краун казался немного зауженным с носа и кормы. Кроме того, двухуровненвый капот с широкой прорезью воздухозаборника и габаритными фонарями, визуально приподнимал оконную линию, отчего в Японии машина получила прозвище «куджиро» (кит).

Автомобиль выпускался в кузове седан, купе (хардтоп) и универсал
Безусловно утверждая такой смелый дизайн, руководство Тойоты планировала привлечь новых, более молодых покупателей. И этой ей отчасти удалось. Но вместе с тем, основные заказчики в лице таксомоторов и государственных предприятий, такой авангардный дизайн не понравился и продажи сильно упали. В результате впервые с 1955 года, Toyota Crown утратила лидирующие позиции в своем классе.

Как следствие Тойота в срочном порядке инициировала разработку модели следующего поколения, а Toyota Crown четвертого поколения продержался на конвейере всего три года. За это время было выпущено 287 970 автомобилей.