В 1960-х годах, молодой японский автопроизводитель из Хиросимы находился в сложном положении. Компания запоздало вступила в «автомобильную гонку».
Между тем Тойота, Хонда и Ниссан вели активную экспансию на внешние рынки. Для того чтобы преодолеть отставание, Мазде требовался инновационный автомобиль, таким стал — Mazda Cosmo.
Первый роторный двигатель Mazda
Прежде всего, чтобы громко заявить о себе Мазде требовалась автомобиль, который бы заинтересовал людей. Прорывной, но при этом способный работать с текущей инфраструктурой. В результате японцы решили оснастить свою будущую модель роторным двигателем Ванкеля.
Роторно-поршневой двигатель (РПД) Феликса Ванкеля, был впервые испытан в феврале 1957 года. Мотор новой конструкции обладал рядом существенных преимуществ перед традиционными двигателями. РПД Ванкеля обладал высокой мощностью и компактным размером. Кроме того, немецкая компания NSU выкупила патент у создателя и планировала к середине 1960-х начать выпуск автомобилей с роторными двигателями. В июле 1961 года, с одобрения правительства Японии, Mazda покупает лицензию на роторно-поршневой двигатель у NSU Motorenwerke.
Роторный двигатель L10A
Тем временем, двигатель Ванкеля был новой разработкой, при этой крайне сырой. Для работы над РПД в 1963 году, Mazda организует исследовательский отдел RERD (Rotary Engine Research Department). В нем группа инженеров занялась разработкой мотора для Mazda Cosmo.
Первый опытный двухсекционный двигатель L8A был построен в том же году. При этом инженерам удалось решить одну из самых важных проблем РПД первой серии — повышенной износ ротора. Японские инженеры установили специальные однослойные уплотнители на апексах ротора, благодаря чему значительно вырос ресурс мотора. К примеру, инженеры NSU использовали трехслойные уплотнители, отчего их износ происходил неравномерно, а ресурс двигателя не превышал 80 тыс. км.
После прохождения предварительных испытаний, специалисты увеличили объем до 982 см3, а двигатель получил обозначение L10A.
Mazda Cosmo
Элегантности двухдверному купе не занимать
Параллельно с разработкой двигателя началась работа над автомобилем, который бы смог заинтересовать покупателя не только своим мотором. Наблюдая за успехом Ford Mustang, Chevrolet Corvette или Jaguar E-Type, в Мазде приняли правильное решение — строить спортивный автомобиль.
Вдохновленные тем же E-Type, дизайнеры Mazda создали стильное двухдверное купе, с вытянутым капотом и кормой. Концепт Mazda Cosmo дебютировал на Токийском автосалоне 1964 года. Такое название соответствовало духу времени, если вспомнить космическую гонку между СССР и США.
Как бы то ни было, прототип привлек на выставке немалое внимание и в Mazde поняли, что двигаются в правильном направлении. Но вместе с тем компания понимала, что выпускать Mazda Cosmo в продажу без серьезной проверки, значит пойти на большой риск. Как следствие, в январе 1965 года, первые 80 машин отправились на ресурсные испытания.
Доказательство надежности
Cosmo в стиле cutaway
В 1966 году автомобиль успешно проходит испытания, и в мае следующего года встает на конвейер. Она оснащалась роторным двигателем L10A мощностью 109 л.с. С этим мотором Mazda Cosmo разгонялась за 8,3 сек. до 100 км/ч, а максимальная скорость достигала 185 км/ч. Очень достойный показатель для конца 60-х.
Тем временем для демонстрации надежности, японцы рискнули выставить 2 автомобиля на изнуряющую 84-часовую гонку Marathon de la Route на Нюрбургринге! Двигатели машин были слегка форсированы до 128 л.с., в остальном это были стандартные Мазда Космо.
Обе машины показали хорошие результаты. Так одна из них заняла 5 место, а вторая сошла с дистанции за 2 часа до окончания гонки. Причем вышел из строя не двигатель, а задний мост. Этот результат показал, что инженеры способны довести надежность роторных моторов до приемлемого уровня. Что, впрочем, докажут такие легендарные модели как Savanna RX-3, RX-7 и многие другие.
На внешних рынках модель имела обозначение Mazda 110S
В 1968 году Mazda Cosmo претерпела небольшую модернизацию. Под капотом прописался форсированный до 128 л.с. мотор L10B. В такой конфигурации машина продержалась до 1972 года. Всего было выпущено 1176 автомобилей. Причем все они собирались вручную, с повышенным контролем качества.
В конченом итоге первый роторный автомобиль Mazda Cosmo помог компании обрести известность. Кроме того, высокая надежность Cosmo позволила и дальше продвигать роторные двигатели и сделать Мазду лидером в их разработке.
Технические характеристики Mazda Cosmo
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1967-1972 |
Тип двигателя | бензиновый, роторно-поршневой |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | L10A (109), L10B (128) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2200 |
Длина, мм | 4140 |
Ширина, мм | 1595 |
Высота, мм | 1165 |
Снаряженная масса, кг | 940 |