Легковые

Как нефтяной кризис 1973 года повлиял на автомобильную индустрию

нефтяной, кризис, 1973, повлиять

46 лет назад, в октябре 1973 года произошло событие известное как Нефтяной кризис. Эмбарго, введенное странами ОПЕК способствовало повышению цен на нефть, а следовательно бензина и дизельного топлива.

Это был мощнейший удар для промышленности США и Европы и навсегда изменило автомобильную индустрию.

Изменился внешний вид автомобиля

Чтобы оценить масштабы трагедии, можно просто взглянуть на внешний вид автомобилей выпущенных до и после кризиса. Если до середины 1970-х типичный американский автомобиль был огромным и угловатым, то к началу 1980-х формы серийных машин начали меняться.

Между тем, стоимость топлива в Европе всегда была выше, чем в США. Поэтому европейские инженеры старались придать обтекаемые формы автомобилю за долго до нефтяного кризиса, а после него, доводка аэродинамики, стала обязательной в проектировании новых автомобилей.

Нефтяной кризис и его влияние на аэродинамику автомобиля

Коэффициент Cx резко пошел вниз, в конце 1970-х

Конечно внешний вид машин не поменялся одномоментно. Это был долгий и планомерный процесс. Тем не менее коэффициент аэродинамического сопротивления Сх неуклонно снижался, что можно увидеть на графике выше.

Совершенствование конструкции двигателя

Помимо внешнего вида значительно менялась конструкция автомобиля. Так объемным многоцилиндровым моторам пришли на смену малолитражные 4-цилиндровые двигатели. К примеру, объем силового агрегата топовых автомобилей Cadillac с 5,4-литров в 1950 году, увеличился до 8,1-литра в 1969 году, а после кризиса резко пошел на спад.

Также, кроме уменьшения объема улучшалась топливная эффективность, за счет применения механического, а позднее и электронного впрыска топлива.

нефтяной кризис

В разгар кризиса 1973 года в США, ощущался острый дефицит топлива.

Тем временем, производители из Японии, только выиграли в этой ситуации. В их модельном ряду уже присутствовали экономичные малолитражные автомобили, поэтому спрос на них только возрос. К примеру, доля импортных автомобилей на рынке США достигла почти 16%, что на 3% выше, чем в докризисном 1972 году. И это было только, начало экспансии японских автомобилей.

Упадок американского автопрома

А вот американские компании начали приходить в упадок. Продажи мощных, а значит дорогих моделей, катастрофически упал, а класс машин под названием Muscle Cars прекратил существование. В этих условиях, производители ориентируясь на успех японских малолитражек пытались в срочном порядке создать аналогичные автомобили. Но получалось не сразу, примером провала стали Cadillac Cimarron и Lincoln Versailles.

Datsun 240Z

Японский Datsun 240Z с 2,3-литровым мотором, стал куда предпочтительнее для покупки, чем американский Muscle Car

Рынок для американских машин стремительно сжимался. В 1973 году, Chevrolet самый популярный на тот момент бренд, выпускал 2,5 млн. автомобилей. А через два года выпуск упал до 823 тыс. единиц в год. Остальные компании выглядели не лучше.

Следует отметить, что кризис 1973 года, стал только началом стагнации американской автопромышленности. Позднее серьезные проблемы коснутся всех автопредприятий США, а Chrysler и вовсе окажется на грани банкротства.

Нефтяной кризис как толчок к развитию

General Motors EV1

Первый серийный электромобиль General Motors EV1

Между тем, нефтяной кризис внес и положительное влияние на атомпром. Так применение электроники, новых технологий в моторостроении, турбонаддува и т.д. позволило улучшить топливную эффективность и экологичность автомобилей новой эпохи.

Кроме того, нефтяной кризис показал, что необходимо развивать альтернативные источники энергии. Начинается работа над электро и водородными автомобилями. Возможно, пусть и не в ближайшем будущем, мы откажемся от ДВС.

О чем другие молчат | II сезон: Кризис 1973 года — откуда взялась «нефтяная игла»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»