Matra Djet: первый среднемоторный автомобиль
Matra Djet — это первый серийный автомобиль среднемоторной компоновки, который на несколько лет опередил De Tomaso Vallelunga и Lamborghini Miura.
Кроме того, Djet это первый импортный автомобиль Юрия Гагарина.
Rene Bonnet Djet
Matra Jet 6
Изначально автомобиль носил название Rene Bonnet Djet и выпускался небольшой автомобильной фирмой Automobiles Rene Bonnet с 1962 года. Основатель компании, гонщик Рене Бонне участвовал в гонках с 1939 года и страстно любил гоночные автомобили.
В начале 1960-х Бонне совместно с фирмой Chappe et Gessalin разработал гоночный автомобиль Djet. Этот передовой спорткар участвовал во множестве соревнований, в том числе на гонках Ле-Ман 1962 года. Но несмотря на то, что из-за технических проблем Djet финишировал там лишь 17-м, Рене Бонне понял каким потенциалом обладает среднемоторный автомобиль и решил выпускать Djet на «гражданский» рынок.
Шасси Matra Djet
В 1962 году на Парижском автосалоне, Бонне представил Rene Bonnet Djet. Автомобиль отличался облегченным кузовом из стекловолокна, независимой подвеской на двойных А-образных рычагах спереди и сзади, а также дисковыми тормозами всех колес.
В качестве силового агрегата использовался малолитражный 1,1-литровый мотор Renault 8 Major мощностью всего 65 л.с. Но за счет великолепной аэродинамики (Cx 0,25) и малого веса (660 кг), Rene Bonnet Djet мог разгоняться до 165 км/ч. Для начала шестидесятых — выдающийся результат!
Впоследствии Djet получил несколько модификаций, все они обозначались числовыми индексами. Версия Djet 2 с более мощным 80-сильным мотором Renault 8 от Gordini развивала 190 км/ч. Djet 3 и 4 оснащались тем же мотором, но с карбюратором Weber и предназначались только для гонок.
Matra Djet
Matra Djet фотография из брошюры 1965 года
Тем временем, дела у Рене Бонне шли не важно. Несмотря на все свои достоинства, за два года было продано всего 198 автомобилей Rene Bonnet Djet. Результат ожидаем, так как стоимость Djet превышала 20 тысяч франков, что примерно соответствует современным 32 тыс. евро. Совсем немало за быстрый, но «простенький» автомобиль.
В 1964 году, Бонне был вынужден продать свою фирму, давнему партнеру — компании Matra. Она занималась изготовлением кузова для Bonnet Djet и давно искала возможность для полноценного выхода на автомобильный рынок. В результате руководитель Matra Жан-Люк Лагардер решил не останавливать производство автомобиля, а заниматься дальнейшей его доработкой.
В 1965 году Matra выпускает обновленный Djet 5. По сравнению Bonnet Djet, автомобиль немного подрос в размерах, получил новые бампера и задние фонари от Simca 1300/1500. Кроме того, в том же году выходит модификация Djet 5S с мощным 95-сильным мотором Renault 8 Gordini, которая была способно развивать 195 км/ч. Именно такая машина в том же году была подарена Юрию Гагарину.
В 1966 году, появилась модификация Matra-Bonnet Djet 6 с 1,3-литровым двигателем мощностью 105 л.с. Такой автомобиль был способен разогнаться до 210 км/ч! В дальнейшем, модель была переименована в Matra Jet, а в1967 году производство было завершено.
Matra Djet Юрия Гагарина
Юрий Гагарин и его Матра
В 1965 году первый в мире космонавт посетил заводы компании Матра, где среди прочих авиакосмических новинок заприметил Matra Djet. Как любитель быстрых автомобилей, Гагарин заинтересованно поглядывал на машину, но каких либо вопросов не задавал. Тем не менее, французы это заметили и по возвращению советского космонавта в Москву подарили ему новенькую серую Matra Djet 5S.
На автомобиле Юрий Гагарин ездил всего несколько раз, а после развала СССР его жена продала машину за границу. По слухам сейчас автомобиль находится в Литве в частной коллекции.
Технические характеристики Matra Djet VS
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1964 — 1967 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1108 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Renault 8 (95) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2400 |
Длина, мм | 4220 |
Ширина, мм | 1500 |
Высота, мм | 1200 |
Снаряженная масса, кг | 660 |