Среда , 24 апреля 2024

Советская помощь Китаю: строительство автозавода FAW

советский, помощь, китаю, строительство, автозавод

15 октября 1956 года в КНР состоялся запуск первого завода по производству грузовых автомобилей. Это событие стало отправной точкой по восстановлению экономики, а также заложило основу промышленного величия Китая.

Советская помощь при строительстве завода была неоценима. СССР поставил оборудование, документацию, специалистов и многое другое. О том как это было читайте в этой статье.

FAW (First Automotive Works)

Китайская газета о стоительстве автозавода FAW

Китайская газета вещает о ходе строительства

Опыт второй мировой войны показал насколько важным является хорошее оснащение армии грузовым автотранспортом. Да и индустриализацию невозможно себе представить без хорошего и надежного грузовика. Понимал это и Мао Цзэдун — руководитель КНР. Но в Китае конца 40-х, пережившего разрушительную вторую мировую, а затем и гражданскую войну, не было опыта по созданию автозаводов. Зато таковой имелся в СССР.

В декабре 1949 года, в ходе визита в нашу страну, председатель Мао лично посетил завод ЗИС, после чего начались переговоры о советской помощи в строительстве автозавода в КНР.

В апреле 1951 года Министерство тяжелой промышленности Китая, одобрило проект по строительству завода грузовых автомобилей. Еще через два года в торжественной обстановке, состоялась закладка завода в городе Чанчунь провинции Гирин. Место было выбрано неслучайно. В годы войны в Чанчуне находился большой гарнизон Квантунской армии, так что часть необходимой инфраструктуры уже имелась.

Советская помощь

Совесткая помощь Китаю, строительство завода FAW

Строительная площадка занимала 382 тыс. м2, а длина ж/д путей достигала 27,9 км. Общие инвестиции в инфраструктуру составили 600 миллионов юаней

Тем временем на заводе ЗИС было сформировано специальное управление АЗ-1 (Автозавод-1), где совместно с НАМИ и другими советскими предприятиями началась разработка китайского автозавода. Генеральный план подразумевал создание предприятия полного цикла способного выпускать 30 тыс. грузовиков в год.

В ноябре 1953 года, поднялись первые стены. Строительство велось силами инженерного корпуса китайской армии и гражданских строителей. Общее руководство ходом работ осуществляли около 150 советских специалистов под началом Б.И.Сигачева.

Совесткая помощь КНР в 50-х

Новенькие грузовики Jiefang CA-10 двигаются по главной улице завода

Тем временем в СССР шла активная работа по производству необходимой оснастки и оборудования для китайских товарищей. Всего Советский Союз поставил более 80% всего оборудования, в том числе 4322 сложных станка, а также различную техническую документацию, причем уже с переводом на китайский язык!

По мере строительства предприятия, советские специалисты проводили обучение будущих рабочих. Проводились лекции, выпускались книги и статьи. Кроме того, китайцы отправлялись учиться в СССР. В результате знания в нашей стране получили 539 стажеров.

13 июля 1956 года, состоялся пробный пуск конвейера в ходе которого собрана первая партия из 12 грузовиков Jiefang CA-10.

Jiefang CA-10

FAW Jiefang CA10

Jiefang CA10 на площадке завода

Грузовик получил название Jiefang, что в переводе с китайского означает «Освобождение». Нетрудно понять почему китайцы выбрали такое название, так как впервые в истории они перестали зависеть от поставок импортных автомобилей.

Между тем, Jiefang CA-10 представлял собой практически полную копию ЗИС-150. Автомобиль имел бензиновый двигатель мощностью 90 л.с. и грузоподъемность в 4 тонны. CA-10 выпускался до 1986 года, а его общий тираж составил 1 млн. 280 тыс. машин.

Jiefang CA10

Обложка ремонтной брошюры Jiefang CA10

Jiefang CA-10 служит наглядной иллюстрацией, того как СССР фактически провел индустриализацию КНР. Советская помощь не ограничивалась только постройкой автозавода, в начале 50-х осуществлялись и другие масштабные проекты, в ходе которой в Китае трудилось более 20 тыс. советских специалистов. Они работали над проектами в сфере машиностроения, металлургии, оборонной промышленности, судостроения и многих других отраслей.

Смотрите также

ЗИЛ-132 РС 6х6: опытный грузовик СССР для сельского хозяйства

Попытки разработать грузовик высокой проходимости для народного хозяйства, в СССР предпринимались еще с начала 1960-х. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *