Итальянские спорткары известны на весь мир как роскошные, быстрые, но дорогие автомобили. И так бы все и оставалось, если бы исполнительный директор Fiat — великий Джанни Аньелли, лично не дал ход амбициозному проекту по созданию доступного спорткара — Fiat X1/9.
Autobianchi Runabout A112
Autobianchi Runabout A112
История X1/9 началась в далеком 1969 году, когда компания Autobianchi представила прототип Runabout A112. Он обладал очень необычным внешним видом, напоминающим гибрид скоростной моторной лодки и багги. Автором дизайна являлся легендарный Марчелло Гандини (Lancia Stratos, Lamborghini Countach) поэтому не удивительно что Runabout получил характерный футуристичный, клиновидный дизайн.
Между тем в том же году Fiat завершил поглощение Autobianchi и проект А112 закрыли, сочтя бесперспективным. Но в 1971 году прототип, который чудом к тому времени уцелел, увидел Джанни Аньелли. Автомобиль ему очень понравился и он распорядился возобновить работы по проекту.
Fiat X1/9
Дизайн настолько опередил свое время, что и в середине 80-х Фиат смотрелся вполне уместно
В компании Фиат проект был значительно переработан, а автомобили получили собственное кодовое обозначение X1/9. Во многом они сохранили дизайнерские решения которые применил Гандини. Длинный клиновидный капот, короткий задний свес с обратным наклоном и острою заднюю стойку.
Однако удивлял Fiat X1/9 не только внешним видом. В отличие от Runabout он получил среднемоторную компоновку. До этого, такую компоновку можно было встретить только на очень дорогих Lamborghini Miura или Ferrari Dino. Такое решение положительно влияло на управляемость, но имелись и проблемы.
Крышу можно было снять и положить в передний багажник
К примеру разместить двигатель в Fiat X1/9 было совсем не просто учитывая его небольшие размеры. Поэтому инженеры использовали компактный четырехцилиндровый двигатель Fiat 128. Он был разработан Аурелио Лампреди — выдающимся итальянским инженером, разработчиком авиационных и автомобильных двигателей. Несмотря на скромный объем в 1,3 мотор выдавал внушительные 75 л.с., что вкупе с массой всего в 880 кг, придавало Fiat X1/9 великолепную динамику.
Не подкачало и шасси. Независимая подвеска Макферсон спереди и сзади, дисковые тормоза на всех колесах в сочетании с заднеприводной и среднемоторной компоновкой, обеспечивали Фиату великолепную управляемость. А учитывая очень низкую цену, эквивалентную 5 тыс.$ (к примеру Ferrari Dino стоила в 4 раза дороже), Fiat X1/9 был обречен на успех.
Долгая история
Вариация автомобиля на 1985 года
В общей сложности X1/9 производился 17 лет, с 1972 по 1989. Сначала под торговой маркой Fiat, а после 1982 года — Bertone. Очень долгий срок для спортивного автомобиля! Рецепт успеха довольно прост низкая стоимость, хороший двигатель и великолепное шасси. Позднее им не преминули воспользоваться и японцы со своей Тойотой MR2. Всего было выпущено 140 тысяч 500 Fiat X1/9.
Технические характеристики Fiat X1/9
Тип кузова | тарга |
---|---|
Годы выпуска | 1972-1989 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1290 (1972-1978) 1498 (1978-1989) |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Fiat 128 (1972-1978) Fiat 138 (1978-1989) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2202 |
Длина, мм | 3830-3969 |
Ширина, мм | 1570 |
Высота, мм | 1170-1180 |
Снаряженная масса, кг | 880-920 |